Сегодня в России активно внедряется программа «Доступная среда» в дошкольных образовательных учреждениях
По действующему закону «Об образовании в РФ», каждый ребенок должен иметь возможность обучаться. Для этого детям предоставляется все необходимое. Ребенок с ограниченными возможностями имеет те же права на получение образования, что и остальные дети.
Для более полного и доступного пути получения образования разрабатываются специальные программы, охватывающие всех детей без исключения. Образование, которое получают дети-инвалиды поможет им реализовать свои возможности в жизни, удовлетворить необходимые потребности и желания. Обучение таких детей является неотъемлемым условием из социализации, взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Сейчас доступность образования для всех – важная задача государственной политики России.
Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МАДОУ ЦРР-д/с № 32
В МАДОУ ЦРР-д/с № 32 функционируют 22 группы, из них 9 групп компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно:
- 6 групп для детей с тяжелыми нарушениями;
- 2 группы для детей с задержкой психического развития;
- 5 групп кратковременного пребывания для детей- инвалидов «Особый ребенок», посещают которую воспитанники государственного казенного учреждения социального обслуживания Краснодарского края «Кропоткинский детский дом-интернат» (ГКУСОКК «Кропоткинский ДДИ»)
Воспитанники групп с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития получают дошкольное образование в режиме 10,5 часов.
Группы кратковременного пребывания «Особый ребенок» работают в режиме 3,5 час. Воспитанники этих групп получают образование в следующих формах:
а) в образовательной организации, т. е. в МАДОУ№ 32:
- воспитанники, которые могут самостоятельно передвигаться;
- воспитанники, которые могут передвигаться с помощью взрослого.
Данная категория детей посещает наше учреждение с 8.30 до 12.00 с сопровождающими из Кропоткинского дома- интерната.
б) вне образовательной организации по месту нахождения воспитанника (в Кропоткинском доме- интернате):
- воспитанники, которые не могут передвигаться (лежачие)
Педагоги МАДОУ по расписанию образовательной деятельности обучают этих воспитанников в доме-интернате
Работа по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов в нашем учреждении организована в строгом соответствии с нормативно-правовыми документами.
Обучение и воспитание детей с ОВЗ требует создания специальных условий (ч. 16 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
«Под специальными условиями получения образования детьми с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование адаптированных и коррекционных образовательных программ, специальных методов обучения и воспитания, специальных учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения, проведение групповых и индивидуальных и коррекционных занятий, представление услуг ассистентов, тьютеров, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
Одной из главных задач в нашем учреждении является:
Создание условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, его возможностями и способностями.
Задачи сопровождения детей с ОВЗ:
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
- психологическое обеспечение образовательных программ;
- развитие психолого- педагогической компетентности (психологической культуры) воспитанников, родителей, педагогов.
В нашем учреждении создана психолого-педагогическая служба сопровождения (учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, инструктора по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели), которая участвует в проектировании и организации образовательного процесса
Деятельность специалистов организована в форме психолого- педагогического консилиума МАДОУ для выявления и обследования детей, разработки адаптированных программ, индивидуальных образовательных маршрутов, проведения мониторинга развития ребенка, при необходимости корректирования адаптированных программ и образовательных маршрутов.
Организация взаимодействия различных специалистов в условиях дошкольного учреждения преследует цели всестороннего развития и коррекции воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей, что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола, национальности, языка в том числе ограниченных возможностей здоровья.
Для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья разработаны и реализуются адаптированные образовательные программы дошкольного образования.
Сведения о наличии средств обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Коррекционно–развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья проводится на основе специальных методических разработок и дидактических пособий В МАДОУ специалистами службы психолого-медико- педагогического консилиума МАДОУ обеспечено психолого–педагогическое сопровождение воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья реализуются адаптированные образовательные программы:
- Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
- Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с задержкой психического развития.
- Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей- инвалидов дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей- инвалидов дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья составляется индивидуальный маршрут обучения.
Используется разнообразное оборудование:
- диагностические методики и пособия;
- наборы инструментов для постановки звуков;
- различные наглядные пособия и игры для коррекции речи;
- наборы для развития мелкой моторики;
- наборы для коррекции психических процессов (память, внимание, мышление);
- различные наглядные пособия;
- технические средства обучения;
- учебное видео, презентации;
- интерактивное оборудование;
- учебно-методические пособия;
- развивающие игры;
- наборы для экспериментирования;
- наборы для конструирования;
- наборы для рисования, лепки;
- наборы художественной литературы;
- наборы для изучения правил безопасности;
- различные наборы для сюжетно- ролевых игр;
- различные игрушки и др.
В дошкольном учреждении в целях обеспечения качества дошкольного образования постоянно осуществляется обновление материально-технической базы.
Развитие материально-технической базы осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).
Информация об обеспечении беспрепятственного доступа в здание МАДОУ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Наименование ОУ |
Адрес ОУ |
Телефон/факс, время работы ОУ |
||||||||||||
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка- детский сад № 32 города Кропоткин муниципального образования Кавказский район. (МАДОУ ЦРР-д/с № 32) |
352396, РФ, Краснодарский край, Кавказский район, Микрорайон 1, дом 43. |
Тел.: 8(86138) 3-47-01 |
||||||||||||
Доступ категорий инвалидов на объекте по зонам с сопровождением: |
||||||||||||||
Наименование зоны |
Доступность зоны |
|||||||||||||
Подходы к объекту, пути движения. Вход на территорию МАДОУ, территория, прилегающая к зданию доступна для всех категорий инвалидов.
|
|
|||||||||||||
Автостоянка |
Не предусмотрена. Возможна парковка личного автотранспорта инвалидов на прилегающих участках внутридворовых проездов. Оборудованных парковочных мест нет. Автостоянка на территории учреждения не предусмотрена. |
|||||||||||||
Центральный вход на территорию |
Имеется кнопка - вызова Имеется Вывеска со шрифтом Брайля на контрастном фоне |
|||||||||||||
Въезд на территорию |
По звонку на тел.: 8 (86138) 3-47-02 (телефоны размещены на сайте и на табличке на транспортных воротах) возможен въезд личного транспорта инвалида на территорию. Сотрудник организации встретит, откроет ворота. |
|||||||||||||
Пути движения к объекту
|
Имеется пандус для передвижения инвалидов на креслах-колясках. Опасные участки на пути движения ограждены бортовым камнем высотой не менее 5 см. Покрытие пешеходных дорожек, пандусов выполнены с шероховатыми поверхностями. Основной путь передвижения по территории на главном входе оборудован поручнями для слепых и слабовидящих.
|
|||||||||||||
Входные двери |
Входные двери с предупредительным знаком безопасности для слабовидящих (желтый круг на всех стеклянных дверях) Дверные проемы в холле 1 этажа не имеют порогов и перепадов. |
|||||||||||||
Входной узел |
Доступно
Доступно частично (нужна помощь сотрудника) |
|||||||||||||
Пути движения внутри здания |
Доступно
Доступно частично (нужна помощь сотрудника) |
|||||||||||||
Ширина пути для инвалидов при встречном движении |
Ширина пути для инвалидов при встречном движении - 3,4 м. В полной доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеются пути движения по зданию первого этажа, включая пути эвакуации. |
|||||||||||||
Санитарно-гигиенические помещения |
Доступно
Доступно частично (нужна помощь сотрудника)
|
|||||||||||||
Помещения, место обслуживания инвалидов |
Доступно
Доступно частично (нужна помощь сотрудника)
|
|||||||||||||
Зоны целевого назначения, в данном случае это групповые помещения первого этажа доступны для инвалидов с нарушениями опорно- двигательного аппарата только при сопровождении сотрудников МАДОУ. |
Доступно
Доступно частично (нужна помощь сотрудника)
|
|||||||||||||
Групповые помещения второго этажа, музыкальный и физкультурный зал не доступны для инвалидов- колясочников, так как этому препятствует отсутствие технической возможности установки специализированного подъемного оборудования в связи с планировкой лестничных клеток объекта |
Доступно
Доступно частично (нужна помощь сотрудника)
|
|||||||||||||
Образовательные услуги в МАДОУ предоставляются для следующих категорий инвалидов: |
Инвалиды с нарушением интеллекта |
|||||||||||||
Услуги в дистанционном режиме |
Услуги в дистанционном режиме не предоставляются. |
|||||||||||||
Предоставление услуг по месту жительства инвалида (на дому) |
Услуга не предоставляется |
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
- Ноутбук – 1
- Радиомикрофон-2
- Интерактивная доска с программным обеспечением - 1
- Интерактивное развивающее оборудование-2
- Релаксационное оборудование-2
Дети-инвалиды и дети с ОВЗ имеют возможность использовать все технические средства обучения