Сегодня в России активно внедряется программа «Доступная среда» в дошкольных образовательных учреждениях
По действующему закону «Об образовании в РФ», каждый ребенок должен иметь возможность обучаться. Для этого детям предоставляется все необходимое. Ребенок с ограниченными возможностями имеет те же права на получение образования, что и остальные дети.
Для более полного и доступного пути получения образования разрабатываются специальные программы, охватывающие всех детей без исключения. Образование, которое получают дети-инвалиды поможет им реализовать свои возможности в жизни, удовлетворить необходимые потребности и желания. Обучение таких детей является неотъемлемым условием из социализации, взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Сейчас доступность образования для всех – важная задача государственной политики России.
Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МАДОУ ЦРР-д/с № 32
В МАДОУ ЦРР-д/с № 32 функционируют 22 группы, из них 9 групп компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно:
- 6 групп для детей с тяжелыми нарушениями;
- 2 группы для детей с задержкой психического развития;
- 5 групп кратковременного пребывания для детей- инвалидов «Особый ребенок», посещают которую воспитанники государственного казенного учреждения социального обслуживания Краснодарского края «Кропоткинский детский дом-интернат» (ГКУСОКК «Кропоткинский ДДИ»)
Воспитанники групп с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития получают дошкольное образование в режиме 10,5 часов.
Группы кратковременного пребывания «Особый ребенок» работают в режиме 3,5 час. Воспитанники этих групп получают образование в следующих формах:
а) в образовательной организации, т. е. в МАДОУ№ 32:
- воспитанники, которые могут самостоятельно передвигаться;
- воспитанники, которые могут передвигаться с помощью взрослого.
Данная категория детей посещает наше учреждение с 8.30 до 12.00 с сопровождающими из Кропоткинского дома- интерната.
б) вне образовательной организации по месту нахождения воспитанника (в Кропоткинском доме- интернате):
- воспитанники, которые не могут передвигаться (лежачие)
Педагоги МАДОУ по расписанию образовательной деятельности обучают этих воспитанников в доме-интернате
Работа по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов в нашем учреждении организована в строгом соответствии с нормативно-правовыми документами.
Обучение и воспитание детей с ОВЗ требует создания специальных условий (ч. 16 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
«Под специальными условиями получения образования детьми с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование адаптированных и коррекционных образовательных программ, специальных методов обучения и воспитания, специальных учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения, проведение групповых и индивидуальных и коррекционных занятий, представление услуг ассистентов, тьютеров, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
Одной из главных задач в нашем учреждении является:
Создание условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, его возможностями и способностями.
Задачи сопровождения детей с ОВЗ:
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
- психологическое обеспечение образовательных программ;
- развитие психолого- педагогической компетентности (психологической культуры) воспитанников, родителей, педагогов.
В нашем учреждении создана психолого-педагогическая служба сопровождения (учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, инструктора по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели), которая участвует в проектировании и организации образовательного процесса
Деятельность специалистов организована в форме психолого- педагогического консилиума МАДОУ для выявления и обследования детей, разработки адаптированных программ, индивидуальных образовательных маршрутов, проведения мониторинга развития ребенка, при необходимости корректирования адаптированных программ и образовательных маршрутов.
Организация взаимодействия различных специалистов в условиях дошкольного учреждения преследует цели всестороннего развития и коррекции воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей, что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола, национальности, языка в том числе ограниченных возможностей здоровья.
Для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья разработаны и реализуются адаптированные образовательные программы дошкольного образования:
- для детей с тяжелыми нарушениями речи;
- для детей с задержкой психического развития.
- для детей- инвалидов «Особый ребенок» с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
- для детей- инвалидов «Особый ребенок» с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, и множественными нарушениями развития.
Также для детей- инвалидов разрабатываются индивидуальные маршруты и программы сопровождения.
Сведения о наличии специально оборудованных учебных кабинетах
Все групповые помещения для детей с ОВЗ оснащены новой современной мебелью, отвечающей гигиеническим и возрастным требованиям для дошкольных образовательных учреждений, игровым оборудованием, учебно- методическими пособиями в соответствии с возрастом и разделами образовательных программ. Расположение мебели, игрового оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, санитарно- гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться.
Материально- техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса для детей с ОВЗ помогают в освоении воспитанниками адаптированных основных программ.
Сведения об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МАДОУ для проведения практических занятий используются также оборудованные учебные кабинеты, в том числе приспособленные для использования лицами с ограниченными возможностями здоровья, а именно:
- физкультурный зал, который оснащен современным спортивным оборудованием, инвентарем, которые повышают интерес детей к физкультуре и спорту, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность непосредственно образовательной деятельности.
- музыкальный зал, который оснащен современным музыкальным и мультимедийным оборудованием, инвентарем, учебно-методическими пособиями в соответствии с возрастом воспитанников. Имеется костюмерная с богатым выбором костюмов, созданных руками музыкальных руководителей и педагогов.
- 3 кабинета учителя-логопеда для коррекции нарушений речевого развития, консультирования родителей, педагогов. Оснащены: специальными объектами, средствами, коррекционно-компенсирующими играми, дидактическими пособиями, игрушками.
- кабинет учителя-дефектолога для коррекции нарушений развития, консультирования родителей, педагогов. Оснащен: специальными объектами, средствами, коррекционно-компенсирующими играми, дидактическими пособиями, игрушками.
- 2 кабинета педагога-психолога для коррекции психических процессов, консультирования родителей, педагогов. Оснащен: специальными объектами, средствами, коррекционно-компенсирующими играми, дидактическими пособиями, игрушками.
Освоение адаптированных программ для детей с ОВЗ стала успешнее реализовываться за счет создания обогащенной мультисенсорной среды в комнате релаксации. Использование сенсорного оборудования снимает психоэмоциональное напряжение и активизирует различные функции центральной нервной системы.
Также мы имеем хорошую положительную динамику в коррекционной работе с детьми- инвалидами при применении метода песочной анимации.
Сведения о наличии библиотеки
В МАДОУ библиотеки не имеется. В каждой возрастной группе имеются мини- библиотеки, соответствующие возрасту воспитанников.
Объекты спорта
К объектам спорта, находящиеся на территории МАДОУ относятся:
- физкультурный зал, который оснащен современным спортивным оборудованием, инвентарем, которые повышают интерес детей к физкультуре и спорту, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность непосредственно образовательной деятельности.
Оборудование спортивного зала составляют:
- гимнастическая стенка;
- гимнастическая скамейка;
- мишени разных типов;
- стойки и планки для прыжков;
- пособия для выполнения физических упражнений (мячи, мешочки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры и др.);
- набор физкультурных пособий, состоящий из мячей, обручей, скакалок разных размеров;
- наборы для степ- аэробики;
- сборно-разборные конструкции, дающие возможность трансформировать детали комплекта;
- физкультурные пособия, которые можно навесить, приставить, объединить со стационарным;
- разные пособия для объединения в своеобразные комплексы (полосы препятствий, дорожки, заборчики, домики);
- сухой бассейн с наполнителем из шаров и др.
- спортивная площадка для проведения занятий по физической культуре, спортивных соревнований и развлечений
Оборудование спортивной площадки:
- щит баскетбольный;
- кольцо для метания;
- спортивный комплекс;
- футбольные ворота;
- гимнастическое бревно;
- лабиринт и др.
прогулочные площадки для каждой возрастной группы, соответствующих возрастным особенностям детей, оборудованных металлическими и деревянными игровыми конструкциями для проведения НОД по физкультуре.
Сведения о наличии средств обучения и воспитания
В МАДОУ имеются в достаточном количестве различные необходимые средства обучения и воспитания, в том числе и для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
- различные наглядные пособия;
- технические средства обучения;
- учебное видео, презентации;
- интерактивное оборудование;
- учебно-методические пособия;
- развивающие игры;
- наборы для экспериментирования;
- наборы для конструирования;
- наборы для рисования, лепки;
- наборы художественной литературы;
- наборы для изучения правил безопасности;
- различные наборы для сюжетно- ролевых игр;
- различные игрушки и разнообразный дидактический материал др.
Сведения о наличии средств обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Коррекционно–развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья проводится на основе специальных методических разработок и дидактических пособий В МАДОУ специалистами службы психолого-медико- педагогического консилиума МАДОУ обеспечено психолого–педагогическое сопровождение воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья реализуются адаптированные образовательные программы:
- Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития
- Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи.
- Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития.
- Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью (умеренной и тяжелой).
- Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью (умеренной и тяжелой).
- Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью (тяжелой и глубокой) и множественными нарушениями развития.
Для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья составляется индивидуальный маршрут обучения.
Используется разнообразное оборудование:
- диагностические методики и пособия;
- наборы инструментов для постановки звуков;
- различные наглядные пособия и игры для коррекции речи;
- наборы для развития мелкой моторики;
- наборы для коррекции психических процессов (память, внимание, мышление);
- различные наглядные пособия;
- технические средства обучения;
- учебное видео, презентации;
- интерактивное оборудование;
- учебно-методические пособия;
- развивающие игры;
- наборы для экспериментирования;
- наборы для конструирования;
- наборы для рисования, лепки;
- наборы художественной литературы;
- наборы для изучения правил безопасности;
- различные наборы для сюжетно- ролевых игр;
- различные игрушки и др.
В дошкольном учреждении в целях обеспечения качества дошкольного образования постоянно осуществляется обновление материально-технической базы.
Развитие материально-технической базы осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).
Информация об обеспечении беспрепятственного доступа в здание МАДОУ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Наименование ОУ |
Адрес ОУ |
Телефон/факс, время работы ОУ |
||||||||||||
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка- детский сад № 32 города Кропоткин муниципального образования Кавказский район. (МАДОУ ЦРР-д/с № 32) |
352396, РФ, Краснодарский край, Кавказский район, Микрорайон 1, дом 43. |
Тел.: 8(86138) 3-47-01 |
||||||||||||
Доступ категорий инвалидов на объекте по зонам с сопровождением: |
||||||||||||||
Наименование зоны |
Доступность зоны |
|||||||||||||
Подходы к объекту, пути движения. Вход на территорию МАДОУ, территория, прилегающая к зданию доступна для всех категорий инвалидов.
|
|
|||||||||||||
Автостоянка |
Не предусмотрена. Возможна парковка личного автотранспорта инвалидов на прилегающих участках внутридворовых проездов. Оборудованных парковочных мест нет. Автостоянка на территории учреждения не предусмотрена. |
|||||||||||||
Центральный вход на территорию |
Имеется кнопка - вызова Имеется Вывеска со шрифтом Брайля на контрастном фоне |
|||||||||||||
Въезд на территорию |
По звонку на тел.: 8 (86138) 3-47-02 (телефоны размещены на сайте и на табличке на транспортных воротах) возможен въезд личного транспорта инвалида на территорию. Сотрудник организации встретит, откроет ворота. |
|||||||||||||
Пути движения к объекту
|
Имеется пандус для передвижения инвалидов на креслах-колясках. Опасные участки на пути движения ограждены бортовым камнем высотой не менее 5 см. Покрытие пешеходных дорожек, пандусов выполнены с шероховатыми поверхностями. Основной путь передвижения по территории на главном входе оборудован поручнями для слепых и слабовидящих.
|
|||||||||||||
Входные двери |
Входные двери с предупредительным знаком безопасности для слабовидящих (желтый круг на всех стеклянных дверях) Дверные проемы в холле 1 этажа не имеют порогов и перепадов. |
|||||||||||||
Входной узел |
Доступно
Доступно частично (нужна помощь сотрудника) |
|||||||||||||
Пути движения внутри здания |
Доступно
Доступно частично (нужна помощь сотрудника) |
|||||||||||||
Ширина пути для инвалидов при встречном движении |
Ширина пути для инвалидов при встречном движении - 3,4 м. В полной доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеются пути движения по зданию первого этажа, включая пути эвакуации. |
|||||||||||||
Санитарно-гигиенические помещения |
Доступно
Доступно частично (нужна помощь сотрудника)
|
|||||||||||||
Помещения, место обслуживания инвалидов |
Доступно
Доступно частично (нужна помощь сотрудника)
|
|||||||||||||
Зоны целевого назначения, в данном случае это групповые помещения первого этажа доступны для инвалидов с нарушениями опорно- двигательного аппарата только при сопровождении сотрудников МАДОУ. |
Доступно
Доступно частично (нужна помощь сотрудника)
|
|||||||||||||
Групповые помещения второго этажа, музыкальный и физкультурный зал не доступны для инвалидов- колясочников, так как этому препятствует отсутствие технической возможности установки специализированного подъемного оборудования в связи с планировкой лестничных клеток объекта |
Доступно
Доступно частично (нужна помощь сотрудника)
|
|||||||||||||
Образовательные услуги в МАДОУ предоставляются для следующих категорий инвалидов: |
Инвалиды с нарушением интеллекта |
|||||||||||||
Услуги в дистанционном режиме |
Услуги в дистанционном режиме не предоставляются. |
|||||||||||||
Предоставление услуг по месту жительства инвалида (на дому) |
Услуга не предоставляется |
О специальных условиях питания
Одним из важных факторов здоровья ребенка является организация рационального питания и отражение ее в воспитательно-образовательном процессе. Правильное питание – это основа длительной и плодотворной жизни, залог здоровья, бодрости, гарантия от появления различных недугов. Поэтому в плане работы детского сада вопрос о правильном питании занимает одно из важнейших мест.
В детском саду организовано 4-х разовое питание.
Питание детей осуществляется по 10-дневному типовому рациону питания детей от 1года до 3 лет и от 3 до 7 лет в государственных общеобразовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, с 10,5 -часовым пребыванием детей. В рацион питания в МАДОУ включены все основные группы продуктов – мясо, рыба, молоко и молочные продукты, яйца, пищевые жиры, овощи и фрукты, сахар, кондитерские изделия, хлеб, крупа и др.,
В детском саду питание организовано в групповых комнатах.
Весь цикл приготовления блюд происходит на пищеблоке, оснащенном современным оборудованием Пищеблок на 100% укомплектован кадрами
Помещение пищеблока размещается на первом этаже, имеет отдельный выход. Транспортирование пищевых продуктов осуществляется специальным автотранспортом поставщиков.
Имеется десятидневное перспективное меню для детей от 1 года до 3-х лет и с 3-х лет до 7 лет. При составлении меню используется разработанная картотека блюд, что обеспечивает сбалансированность питания по белкам, жирам, углеводам. Готовая пища выдается только после снятия пробы медработником и соответствующей записи в журнале результатов оценки готовых блюд. В меню каждый день включена суточная норма молока, сливочного и растительного масла сахара, хлеба, мяса. Продукты, богатые белком (рыба, мясо), включаются в меню первой половины дня. Во второй половине дня детям предлагаются молочные, овощные блюда, рыба, выпечка. Ежедневно в меню включены овощи, как в свежем, так и вареном и тушеном виде. Дети регулярно получают на второй завтрак, полдник- фрукты, кисломолочные продукты. Организация питания постоянно находится под контролем администрации МАДОУ. Выдача готовой пищи разрешается только после снятия пробы медицинским работником с обязательной отметкой вкусовых качеств, готовности блюд и соответствующей записи в бракеражном журнале готовых блюд. Вес порционных блюд соответствует выходу блюд, указанному в меню-раскладке.
Имеется грузовой лифт для транспортировки питания для групп, находящихся на втором этаже.
В МАДОУ осуществляется работа с сотрудниками по повышению качества, организации питания, с родителями воспитанников в целях организации рационального питания в семье, с детьми, посещающими дошкольное образовательное учреждение по формированию представлений о правильном питании и способах сохранения здоровья. Для обеспечения преемственности питания родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню за время пребывания в МАДОУ.
Условия питания обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Условий питания для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в МАДОУ не имеется.
Условия охраны здоровья обучающихся
Забота о здоровье ребенка начинается с благоприятного психологического климата в коллективе, который бережно поддерживается и охраняется всеми сотрудниками без исключения. Каждый взрослый, начиная от руководителя, проявляет доброжелательное отношение, внимание и заботу ко всем детям, к их настроению, эмоциональному самочувствию, личностному благополучию, успешности и комфортности. на свежем воздухе, спортивные праздники.
Расписание ОД и режим дня в МАДОУ составлены на основе рекомендаций СанПиН, с обязательным учетом возраста детей, времени года (теплое и холодное время года). В режиме обязательно отражается время приема пищи, прогулок, дневного сна, свободной деятельности.
Регулярно осуществляется медицинский контроль. Проводится мониторинг двигательных качеств. В начале учебного года медперсонал и педагоги проводят обследование физического развития детей (педагогическая диагностика эмоционального состояния и физических качеств детей). Учитывая индивидуальные особенности состояния здоровья детей, перенесенные ими заболевания, эмоциональный настрой, намечается план соответствующей работы по их оздоровлению.
В МАДОУ есть современный медицинский блок, оснащенный всем необходимым оборудованием.
Медицинская деятельность имеет лицензию. Заключен договор с детской поликлиникой на медицинское обслуживание воспитанников.
Все группы детского сада оборудованы пособиями для активизации двигательной активности детей в течение дня, проведения оздоровительных гимнастик. Во время образовательной деятельности, требующей высокой умственной нагрузки, в промежутках между ОД воспитатели и педагоги проводят физкультминутки.
Особое значение в воспитании детей придаётся развитию движений через подвижные игры, как во время физкультурной деятельности, так и в повседневной жизни. - Во время физкультурной деятельности используются многообразные варианты подвижных игр: сюжетные, несюжетные, с элементами спортивных игр, игры-забавы и другие.
В целях сокращения сроков адаптации и уменьшения отрицательных проявлений у детей при поступлении их в МАДОУ осуществляется четкая организация медико-педагогического обслуживания в соответствии с учетом возраста, состояния здоровья, пола, индивидуальных особенностей детей.
Учитывая, имеющиеся данные в МАДОУ определены основные направления оздоровительной работы с детьми:
- оценка здоровье ребенка при постоянном и ежедневном контроле состояния здоровья:
- чёткое соблюдение охраны и укрепления психофизического здоровья детей через наблюдение и учёт эмоционального состояния детей;
- психологическое просвещение педагогического коллектива, проведение индивидуальных и коллективных консультаций для воспитателей и родителей;
- использование рекомендаций для использования элементов коррекционной работы с детьми; - оказание систематической помощи и педагогической поддержки в период адаптации ребенка;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка: проведение индивидуальной работы с детьми с учетом индивидуально-психологических особенностей;
- воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни: обеспечивать сбалансированное питание, осуществлении профилактики вредных привычек, проведения бесед о последствиях воздействия на организм вредных веществ;
- воспитания у дошкольников уверенность в своих силах и возможностях:
Таким образом, реализуемый комплекс оздоровительных мероприятий в МАДОУ, направленных на охрану, укрепление и коррекцию здоровья воспитанников благоприятно влияет на рост и развитие детского организма.
Информация об обеспечении доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Информационная база МАДОУ оснащена электронной почтой, компьютерами, выходом в Интернет, разработан и действует официальный сайт МАДОУ.
Электронная почта используется для электронного документооборота, сбора и обмена управленческой, статистической информацией.
Компьютерные технологии стали активно использоваться в административной и образовательной деятельности.
Официальный сайт является важнейшим элементом информационной политики образовательной организации, реализации открытости деятельности МАДОУ и инструментом решения ряда образовательных задач, связанных с формированием информационной культуры участников образовательного процесса.
Педагогическим работникам предоставляется бесплатный доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям. Обучающимся, в том числе инвалидам и лицам с ОВЗ, доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям не предоставляется. Особые условия доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ при работе с официальным сайтом МАДОУ представлены версией для слабовидящих.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся (воспитанников)
Педагогические работники имеют свободный бесплатный доступ к электронным образовательным ресурсам. Доступ к электронным образовательным ресурсам обучающимся, в том числе инвалидам и лицам с ОВЗ, не предоставляется. Приспособленных электронных образовательных ресурсов для использования инвалидами и лицами с ОВЗ в МАДОУ не предусмотрено...
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
- Ноутбук – 1
- Радиомикрофон-2
- Интерактивная доска с программным обеспечением - 1
- Интерактивное развивающее оборудование-2
- Релаксационное оборудование-2
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
- Ноутбук – 1
- Радиомикрофон-2
- Интерактивная доска с программным обеспечением - 1
- Интерактивное развивающее оборудование-2
- Релаксационное оборудование-2
Дети-инвалиды и дети с ОВЗ имеют возможность использовать все технические средства обучения
Общежитий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья -нет