Вы здесь

Консультация для воспитателей по теме: «Развитие лексической стороны речи у детей дошкольного возраста посредством проектного метода»

«Вызов слов и форм языка из детской памяти очень полезен: у детей запас слов и форм родного языка обыкновенно не мал, но они не умеют пользоваться этим запасом, и вот этот-то навык отыскивать быстро и верно в памяти требуемое слово и требуемую форму есть одно из важнейших условий развития дара слова».

К.Д. Ушинский

Речевое развитие, как определяет федеральный образовательный стандарт дошкольного образования, включает  владение речью как средством общения и культуры; обогащения активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда.  Значение речи в становлении личности ребёнка очень велико.

В дошкольном возрасте  он должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста   происходит  в процессе познания природного  и предметного окружении,  ознакомления их с произведениями художественной литературы и искусства, в процессе наблюдения, бесед со взрослыми и сверстниками.

Новые слова, которые дети узнают, закрепляются в сознании и памяти благодаря индивидуальным и групповым беседам, играм и другим видам детской деятельности.   Педагогу  необходимо создавать такие речевые ситуации, которые побуждают детей употреблять определённое слово, словосочетание и предложение.

Нам нужно стремиться не только к обогащению словаря детей, но и к его активизации, то есть к закреплению полученного детьми языкового материала в самостоятельной речевой деятельности.    Достаточно богатый и разнообразный словарь – основа развития связной речи, состоящей из правильно составленных предложений.

Именно благодаря проектному методу развиваются коммуникативные умения детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли. Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

Взрослым необходимо поощрять детей, когда они используют образные выражения, различные предложения, когда выражают своё отношение к различным событиям.

Положительная оценка самостоятельного решения речевой задачи, даёт ребёнку  уверенность в себе и в своих силах, что благоприятно влияет на его связную речь.

Известно, что одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе общего развития детей, является потребность в новых впечатлениях и новых знаниях, которые выступают базой для развития личности ребенка.

Поэтому на данном этапе проектный метод, являясь совместной формой сотрудничества ребенка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения, совместной деятельности родителей и детей в семье, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников. Так, при сборе информации, а это и поход в библиотеку, чтение и рассматривание книг, иллюстраций, просмотр фильмов, мультфильмов, у ребенка обогащается его внутренний мир, а вместе с ним и словарь.

Выделяют две группы методов  обогащения словаря детей дошкольного возраста, используя проектный метод:

  • методы накопления содержания детской речи;
  • методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

Используя проектный метод, для развития лексической стороны речи, мы решаем следующие задачи:

  • ознакомление с предметами и явлениями окружающей действительности, формирование понятий;
  • раскрытие многозначности слова;
  • расширение запаса синонимов и антонимов;
  • формирование правильного употребления слова в связной речи.

Проектный метод включает в себя интеграцию пяти областей, где во всех видах деятельности: самостоятельной, совместной,  происходит освоение словарного состава родного языка.  Это является  необходимым условием  для развития  грамматического строя,   связной монологической речи, формирования звуковой стороны речи детей. Расширяется работа над развитием словаря слов-синонимов, антонимов, прилагательных, глаголов. Она способствует усвоению разных значений слова, приучает к точному его употреблению, позволяет избегать неоправданного  повторения одних и тех же слов.

Подводя итог, хочется отметить, что использование проектного метода имеет огромное значение для образовательного процесса, так как

  • направлена на создание лексической стороны речи,
  • овладение словарем является признаком хорошо развитий речи и показателем уровня умственного развития ребенка,
  • усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий,
  • своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению.

«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Благодаря проектному методу, активизируется речь ребенка за счет расширения словарного запаса, совершенствуется артикулярный аппарат, интонационный строй. Ребенок постигает богатство родного языка, учится пользоваться его выразительными средствами.