Вы здесь

Доклад по теме: «Роль дидактических игр в развитии дошкольников»

Добрый день уважаемые коллеги.

Свое выступление я начну  притчи:

«Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили   мимо него не услышанными.

Я пытался достичь его сердца книгами, он бросал на меня  озадаченные взгляды.

В отчаянии я отвернулся от него.

«Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» воскликнул я.

Он прошептал мне на ухо«Приди, поиграй со мной!»

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни  ребенка. Она является ведущим видом деятельности. В игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых очень трудно сосредоточить внимание. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направить в целях решения определенных учебных воспитательных задач. Наиболее приемлемой для развития  познавательной активности  и формирование предпосылок к учебной деятельности на мой взгляд является дидактическая игра.

Задача, стоящая перед воспитателем, существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу.

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме наиболее доступной и привлекательной для детей.

Дидактическая игра помогает педагогу решить следующие задачи

  1. Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;
  2. Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;
  3. Формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;
  4. Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;
  5. Формировать связную речь
  6. Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка;

Получаемый результат: в процессе дидактических игр у детей развивается внимание, память, речь, мышление, интеллектуальное развитие.

При подборе игр я  учитываю  возрастные особенности и умственное развития детей, а также их интерес к различным играм. При организации игр словесного содержания я использую сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты. Дидактические игры я включаю в образовательную деятельность, в совместную деятельность, и  в индивидуальную работу с детьми. Игры для образовательной деятельности  я подбираю с учетом познавательного материала, который дети изучали.

По математике  подбираю игры с математическим содержанием требующие умственного напряжения: это

  • игры головоломки;
  • игры шутки;
  • игры с занимательными вопросами  такие как : «Почему овал не катится? », «Кто быстрее найдет», «Незаконченные картинки»,«Живые числа».

Так как я работаю в группе компенсирующей направленности, то больше внимания уделяю дидактическим играм по развитию речи которые расширяют и активизируют словарь,

формирует правильное  звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно высказывать свои мысли .

Я использую дидактические игры такие как: «Назови как можно больше предметов», «Кто больше увидит и назовет»,«Театрализованные игры».

При ознакомлении с окружающим, провожу игры на закрепления знаний о сезонных явлениях, растительном и животном мире,  которые способствуют развитию любознательности   и наблюдательности  я использую такие игры как

«Волшебный кубик», «Садовник и цветы», «Кто летает? », «Отгадай-ка», «Времена года»

В ходе самих игр в зависимости от возраста детей задаю вопросы, даю образцы действий, образцы высказывания, напоминаю правила, обращаюсь к опыту детей.

Для работы с детьми по выявлению свойств и отношений предметов я использую не только занятия, но и прогулки, продуктивную совместную деятельность; для индивидуальной работы я использую  режимные моменты

Такие как одевание  и раздевание на  прогулку, подъём после дневного сна.

Варианты заданий:

При одевание  и раздевание на  прогулку  предлагала детям сравнить туфельки детей и разделить их на большие и маленькие, прикладывая подошвы, друг к друг

  • определяли, много ли ребят пришло в куртках, и кофточках;

II. После  дневного сна предлагала детям

  • застилая постели, определить на какую геометрическую форму похоже покрывало и подушка;
  • расчесывая девочек, спросить, у кого волосы длинные, у кого – короткие;

На  прогулке использовала дидактические игры такие как;

  • «Найди, что покажу», «Найди, что назову»
  • упражняя детей  в счете мы считаем  формочки, лопатки, листья, цветы;
  • наблюдая за небом,  я обговариваю с детьми форму солнца, облаков 

активно использую  пальчиковую  гимнастику.

Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

Таким образом можно сказать что  дидактическая  игра — является наиболее эффективным средством всестороннего развития  ребёнка.

Спасибо за внимание!