Добрый день уважаемые коллеги.
Свое выступление я начну притчи:
«Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили мимо него не услышанными.
Я пытался достичь его сердца книгами, он бросал на меня озадаченные взгляды.
В отчаянии я отвернулся от него.
«Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» воскликнул я.
Он прошептал мне на ухо: «Приди, поиграй со мной!»
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка. Она является ведущим видом деятельности. В игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых очень трудно сосредоточить внимание. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направить в целях решения определенных учебных воспитательных задач. Наиболее приемлемой для развития познавательной активности и формирование предпосылок к учебной деятельности на мой взгляд является дидактическая игра.
Задача, стоящая перед воспитателем, существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу.
Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме наиболее доступной и привлекательной для детей.
Дидактическая игра помогает педагогу решить следующие задачи
- Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;
- Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;
- Формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;
- Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;
- Формировать связную речь
- Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка;
Получаемый результат: в процессе дидактических игр у детей развивается внимание, память, речь, мышление, интеллектуальное развитие.
При подборе игр я учитываю возрастные особенности и умственное развития детей, а также их интерес к различным играм. При организации игр словесного содержания я использую сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты. Дидактические игры я включаю в образовательную деятельность, в совместную деятельность, и в индивидуальную работу с детьми. Игры для образовательной деятельности я подбираю с учетом познавательного материала, который дети изучали.
По математике подбираю игры с математическим содержанием требующие умственного напряжения: это
- игры головоломки;
- игры шутки;
- игры с занимательными вопросами такие как : «Почему овал не катится? », «Кто быстрее найдет», «Незаконченные картинки»,«Живые числа».
Так как я работаю в группе компенсирующей направленности, то больше внимания уделяю дидактическим играм по развитию речи которые расширяют и активизируют словарь,
формирует правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно высказывать свои мысли .
Я использую дидактические игры такие как: «Назови как можно больше предметов», «Кто больше увидит и назовет»,«Театрализованные игры».
При ознакомлении с окружающим, провожу игры на закрепления знаний о сезонных явлениях, растительном и животном мире, которые способствуют развитию любознательности и наблюдательности я использую такие игры как
«Волшебный кубик», «Садовник и цветы», «Кто летает? », «Отгадай-ка», «Времена года»
В ходе самих игр в зависимости от возраста детей задаю вопросы, даю образцы действий, образцы высказывания, напоминаю правила, обращаюсь к опыту детей.
Для работы с детьми по выявлению свойств и отношений предметов я использую не только занятия, но и прогулки, продуктивную совместную деятельность; для индивидуальной работы я использую режимные моменты
Такие как одевание и раздевание на прогулку, подъём после дневного сна.
Варианты заданий:
При одевание и раздевание на прогулку предлагала детям сравнить туфельки детей и разделить их на большие и маленькие, прикладывая подошвы, друг к друг
- определяли, много ли ребят пришло в куртках, и кофточках;
II. После дневного сна предлагала детям
- застилая постели, определить на какую геометрическую форму похоже покрывало и подушка;
- расчесывая девочек, спросить, у кого волосы длинные, у кого – короткие;
На прогулке использовала дидактические игры такие как;
- «Найди, что покажу», «Найди, что назову»
- упражняя детей в счете мы считаем формочки, лопатки, листья, цветы;
- наблюдая за небом, я обговариваю с детьми форму солнца, облаков
активно использую пальчиковую гимнастику.
Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.
Таким образом можно сказать что дидактическая игра — является наиболее эффективным средством всестороннего развития ребёнка.
Спасибо за внимание!