Составил: воспитатель Агаджанян И.Г.
Известное определение – “Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”, является наиболее конкретным и емким.
Общеобразовательное учреждение стало “школой здорового стиля жизни” детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. Именно поэтому, ритуалы в жизни детей должны занять главное место. Ведь с помощью ритуалов в жизнь вводится порядок, определяются границы поведения участников взаимоотношений. Почему соблюдение ритуалов дает детям ощущение стабильности, потому что результат действий предсказуем.
Ребенок видит мир глазами своей семьи. Все, что в ней происходит, кажется ему единственно правильным. Поэтому система семейных ритуалов становится основой воспитания. Для него ритуалы – это символы семейного мира и спокойствия. Если же такой порядок отсутствует, то это может привести к капризам, детским бунтам и даже нервным срывам. Как мама разбудила ребенка, как улыбнулась, приласкала, какими словами встретили новый день или укладывались спать – все это для ребенка очень важно!
Педиатры и детские психологи доказали пользу ритуалов в развитии ребенка и укреплении его здоровья.
Во-первых, они упорядочивают жизнь, во-вторых, ритуалы – основа хороших привычек, в-третьих, ритуалы приучают к организованности, в-четвертых, ритуалы облегчают адаптацию к новым условиям, в-пятых, ритуалы учат ждать события и, наконец, ритуалы оставляют в памяти приятные воспоминания.
Взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения в создании традиций – это то, что должно лежать в основе валеологической работы в образовательных учреждениях, и то, к чему нужно стремиться в конечном итоге.
Всем известно, что формирование культуры здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья.
При этом необходимо учесть, что образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.
Очень часто у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. С чем же это связано? А с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Ведь выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу. Поэтому в работе с детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским: «Трудное надо сделать привычным, а привычное - легким и приятным».
Поэтому, исходя из этого все занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения.
В нашем детском саду такие занятия находят отражение во всех режимных моментах (учебных занятиях, режиме дня, занятиях физической культурой, воспитательных занятиях, в мероприятиях общего масштаба для всего детского сада).
Купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его родителей и воспитателей с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни.
Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки оздоровительного характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.