Вы здесь

Часто задаваемые вопросы

Вопрос

Ответ специалиста Консультационного центра

Как справиться с чувством вины, если мало времени удается проводить с ребенком?

К сожалению в настоящее время это очень распространенная проблема. В силу разных обстоятельств мы мало времени проводим со своими детьми. Все родители очень заняты и редкий счастливчик может похвастаться тем, что изо дня в день посвящает себя ребенку. Из многолетней практики знаю точно, вопрос не в количестве проведенных с ребенком часов, а в качестве совместного проведения времени. К примеру, один родитель будет целый день находиться дома, при этом лежать смотреть сериалы и не уделит ребенку своего внимания. А другой придет на обед и выделит на общение с ребенком 15 минут, при этом вложив в эти минуты все: и поцелует, и обнимет, и спросит, как дела, и поиграет, и посмеется. Где будет больше пользы? Во времени ли вопрос? А теперь о чувстве вины. Скажите, как оно поможет вашему ребенку хорошо развиваться? Как поможет вам выполнить свой родительский долг? Правильно никак. Чувство вины, которое вы испытываете никак не поможет вашему ребенку развиваться, а вот помешать может очень сильно. Часто из-за чувства вины, родители начинают компенсировать ребенку свое отсутствие. К примеру, они рассуждают так: бедный мой малыш, пусть меня так часто не бывает рядом, но зато я тебе куплю это..., и сделаю за тебя это., а то ты у меня так обделен. При такой позиции ребенок развивается неполноценно. Имея чувство вины, рассуждая таким образом - вы инвалидизируете ребенка, и он растет с чувством неполноценности (я же бедный, обделен, все мне должны - происходит инвалидизация здорового ребенка). Для успешного, благоприятного, полноценного развития ребенка - очень важно быть свободным и счастливым родителем, наслаждаться каждой минутой общения с ребенком. И понимать, что вы прекрасный родитель и делаете для своего ребенка все возможное. Помните, что ваша основная задача - это любовь именно она составляет базу для формирования внутреннего закала (бронежилета). А любви, я уверенна ваш ребенок получает в семье достаточно. Успехов вам в воспитании!

Педагог-психолог Лихачева И.Б.

На что обратить внимание, если ребенок воспитывается в двуязычной семье?

Детей, растущих в семье, где родители принадлежат к разной культуре и говорят на разных языках, принято называть билингвами. Слыша с самого рождения речь родителей, они начинают учиться говорить не на одном языке, а сразу на двух. Такая ситуация очень распространена в нашем многонациональном городе. И конечно же, дети, воспитывающиеся на двух языках, имеют ряд особенностей в речевом развитии, которые в дальнейшем могут повлиять на обучение в школе. Давайте в этом разберемся:

  1. Освоение ребенком одновременно двух языков происходит неосознанно. Поэтому очень важно, чтобы родители с вниманием подходили к развитию речи ребенка. Для полноценного речевого развития необходимо уделять процессу немало времени, выстроить определенную тактику поведения:
  • Не допускайте смешивания языков. Иногда родители, свободно общаясь друг с другом на разных языках, не замечают сами, как переходят в разговоре с одного языка на другой. Но ребенок обязательно должен слышать правильную речь без смешивания, поэтому в одном разговоре — только один язык.
  • «Закрепите» язык за носителем. В случае семьи это означает, что мама говорит с ребенком на одном языке (например, русском), а папа — на другом. В такой ситуации у детей не возникает проблем с пониманием (в раннем возрасте — интуитивном), к кому на каком языке обращаться. Другой подход может подразумевать общение на разных языках в разных ситуациях. К примеру, дома — на одном, в садике (школе) — на другом. Важно, чтобы родители сами не создавали путаницы и, забирая ребенка из детского сада, не переходили в приемной садика на другой язык.
  • Создавайте нужную речевую среду. Двуязычному ребенку требуется полноценное «погружение» в каждый из языков. Поэтому необходимо уделять время для сказок, песенок, колыбельных и детских игр, но уже на двух языках, конечно не смешивая их за раз. Сегодня носитель языка читает сказку на одном языке, а завтра другой родитель на своем языке. То же самое с песенками и играми.
  • Избегайте давления и стресса. Сам по себе билингвизм не является причиной возникновения речевых нарушений, однако может стать отягчающим фактором в случае каких-либо проблем. Речевой негативизм вызывается излишними ожиданиями родителей и повышенными требованиями. В отсутствии проблем в формировании речи дети-билингвы прекрасно справляются с ситуацией. Однако, если у ребенка имеются какие-либо речевые нарушения, они должны послужить поводом для обращения за консультацией специалиста (логопеда или дефектолога), чтобы избежать в школе проблем с письмом и чтением.  Не стоит «сваливать» всё на два языка.
  1. Для полноценного речевого развития необходимо не только восприятие устной речи, но и освоение грамматических форм, умения читать, писать и правильно строить сложные речевые конструкции. Таким образом, сама жизненная ситуация вносит свои коррективы. К примеру, если на одном языке происходит общение только с родителями, а на другом — в коллективе (садике, школе, с друзьями), то «перевесит» та чаща весов, которая будет предлагать более активное развитие речи, т.е. социум. И чтобы сохранить второй язык, родителям нужно прикладывать дополнительные усилия — заниматься грамматикой, водить ребенка на специальный языковые курсы и мероприятия.
  2. Характерными проблемами детей-билингвов при недостаточном внимании родителей к речевому развитию могут стать:
  • ограниченность словарного запаса;
  • упрощение словесных конструкций;
  • нарушения грамматического строя языка;
  • неправильное звукопроизношение.

Помимо таких типичных нарушений, родителям необходимо следить за темпами развития ребенка — как речевого, так и психического. Двуязычие — не причина возникновения речевых проблем, но усугубить их может. Задержка речевого или общего развития, артикуляционные проблемы, сложности психологического характера — повод для обязательного обращения к специалисту (логопеду, дефектологу). Коррекционно-развивающие занятия помогут ребенку справиться с речевыми проблемами и подготовиться к успешной жизни в социуме. Кроме того, важно понимать, что только специалист сможет точно установить, действительно ли ребенку требуется всего лишь дополнительное время, чтобы «разговориться», или же существуют реальные трудности.

Учитель-логопед Глущенко С.Ю.

Как правильно вести себя с ребенком в период кризиса трех лет?

Вашему ребенку почти или ровно три. Он уже многое может делать сам. Ваши требования непроизвольно возрастают. Он пытается вам в чем-то помочь. И вдруг... С ним начинает что–то происходить. Он меняется на глазах. И как вам кажется, в худшую сторону. Из мягкого и податливого он превращается в своенравное, упрямое, капризное создание. На все просьбы и вопросы отвечает негативными реакциями. Все хочет сделать сам, но еще не умеет. «Я сам» - он выделил себя из окружающих. И это утверждение – основное достижение к концу раннего детства. Это возраст упрямства. Главное открытие для ребенка – открытие себя. Но в силу возраста он еще не может обойтись без взрослых, которые, как яичная скорлупа, держат его своими требованиями, просьбами, запретами. И он на это сердится, мстит капризами, возражениями… И это, заметьте, направлено только против взрослых, а со сверстниками или братьями он живет дружно и не собирается конфликтовать. Подобные кризисы необходимы. Они как движущая сила развития для дальнейшего этапа смены ведущей деятельности, а именно начала развития ролевой игры. Что же делать родителям, которые заметили, что их ребенок меняется не в лучшую сторону?

Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими в воспитательных мероприятиях, расширьте права и обязанности вашего малыша, т.е. дайте ребенку вкусить самостоятельность. Помните, что малыш не просто не соглашается с вами, он испытывает ваш характер и находит те слабые места, на которые можно воздействовать. И он будет проверять вас несколько раз в день, чтобы убедиться нельзя это или другое или все – таки можно. И если появляется хоть малейшая возможность «можно», будьте уверены, он добьется своего, не у вас, так у бабушки. Но сердиться на это не стоит, лучше подумать над тем, как сбалансировать наказания и поощрения, ласку и строгость, ведь эгоизм у малыша пока показной. Он и в отместку может твердить «нет», потому что от вас часто слышит это слово. Для нормального развития во время кризиса ребенок должен ощущать любовь всех взрослых и быть равноправным членом семьи, товарищем, с которым вы можете даже посоветоваться, и тогда кризис трех лет пройдет успешно.

педагог-психолог Лихачева И.Б.

Как помочь ребенку преодолеть зависимость от компьютера телевизора?

Телевидение и компьютер прочно вошли в нашу жизнь и оказывает огромное влияние на формирование полноценной личности и кругозора человека, помогает ориентироваться в информационном пространстве и понимать окружающий мир. Поэтому полностью ограждать ребенка от телевизора и компьютера все же не стоит, да и не получится. Нужно разумно сочетать время, проведенное у компьютера и телевизора с двигательной активностью ребенка, общению со сверстниками, друзьями, с умными, понимающими взрослыми, книгами, музыкой, живописью и т.п.

Что же делать, если все же компьютер и телевизор заняли огромное место в жизни малыша и вызывают беспокойство у родителей?

  • Первое, что Вы должны сделать, это поставить перед собой реальную цель, например, в день разрешается посмотреть два-три мультфильма.
  • Далее стоит оценить, сколько времени проводит Ваш ребенок перед телевизором в настоящее время и составить план семейных просмотров. Четко оговорить временную квоту, затраченную на просмотр мультиков или игры на компьютере;
  • Постарайтесь не устанавливать телевизор в центре комнаты, т.е. на виду, так как в этом случае желание смотреть телевизор возникает у детей гораздо чаще;
  • Не забывайте выключать телевизор, когда Вы его не смотрите - дети быстро перенимают вредную привычку взрослых оставлять телевизор «фоном»;
  • Вводите запрет на телевизор постепенно. Например, для начала запретите смотреть телевизор во время еды.
  • Постарайтесь отвлечь малыша интересными занятиями: рисованием, чтением книги, различными играми. Достаньте старые игрушки, займитесь изучением алфавита и цифр. Предложите ребенку помочь Вам по дому: дети просто обожают помогать маме в мытье посуды и уборке комнаты.

Таким образом, способов отвлечь ребенка от телевизора великое множество, а от Вас требуются лишь силы и терпение. Но зато в последствии Ваш ребенок сможет без каких-либо затруднений найти себе занятие по душе, если рядом не будет телевизора. А этим в наше время может похвастаться далеко не каждый.

педагог-психолог Лихачева И.Б.

Как предотвратить школьную дезадаптацию ребенка предшкольного возраста?

Будущий первоклассник на пороге еще одной ступеньки детства, которая называется школа. Ему уже почти семь лет. Но, чтобы пойти в школу, он должен многое уметь, и быть готовым к тому, чтобы учиться там. Без вашего сильного плеча ничего не получится. Функционально, если нет никаких отклонений в развитии или проблем со здоровьем, к шести годам системы организма уже созрели для того, чтобы выдержать школьные нагрузки. Но это лишь предпосылки к учебной деятельности, и вам придется их развивать. К шести годам ребенок должен иметь хотя бы элементарные знания об окружающем: живой, неживой природе, времени, пространстве. Он должен научиться обобщать, классифицировать предметы, выделять в них главное, улавливать закономерности. Ребенок стремиться познавать новое. И помочь ему в этом можете вы, взрослые. В учебе ему будет необходима хорошая память, способность к произвольному запоминанию. Большое внимание нужно уделять развитию речи с большим запасом слов.

Но самое главное – ваш ребенок должен владеть собой и подчинять свои желания требованиям школы, т.е. обладать волей. Готовность вашего ребенка к школе или неготовность тесно связана с положением его в семье. Если ваш ребенок чувствует себя отвергнутым или испытывает дискомфорт в общении с вами, то вряд ли его адаптация к школе будет успешной. Поэтому вам надо, как прежде, его любить, а, может быть, немного больше и показывать ему это.

Обратите внимание на здоровье вашего ребенка! Чтобы выдержать режим дня первоклассника, нужно быть здоровым прежде всего. Болезни, постоянно ослабляющие организм ребенка, не могут не сказаться на успешности адаптации к условиям традиционной школы.

педагог-психолог Лихачева И.Б.

Ребенок утром просыпается с истерикой, не хочет одеваться, идти в детский сад. Что можно с этим сделать?

Утро — самое сложное и трудное для ребенка время, требующее от взрослых особенно бережного отношения и внимания. Многие дети и родители начинают утро со своеобразного поединка, потому что не имеют времени для составления элементарного распорядка дня и не прибегают к помощи нескольких приемов, которыми я хочу с вами поделиться:

  • Составьте распорядок дня и соблюдайте его! Уже через несколько дней утро перестанет приносить вам неприятности. Наберитесь терпения и первые две недели вставайте на 5-10 минут раньше необходимого времени. Потом вы отработаете ритуал пробуждения до автоматизма, и этот запас времени вам уже будет не нужен. Купите будильник для ребенка и научите им пользоваться! Мелодия должна быть приятной и бодрой.
  • Измените атмосферу пробуждения. Сделайте его радостным, заражайте детей оптимизмом. Включите яркий свет, радиоприемник, ходите по квартире, напевая бодрую мелодию.
  • В спокойной обстановке обсудите с детьми те действия, которые им нужно выполнять каждое утро. Составьте схему или таблицу сборов. Используйте эту таблицу как напоминание для ребенка.
  • Очень полезно, если утреннее расписание ребенка будет включать небольшую работу по дому, что-нибудь нужное для всей семьи. Принести почту, накрыть на стол, полить цветы, насыпать корм кошке, покормить рыбок, порезать хлеб и т. д.
  • Не стоит лишний раз подгонять ребенка. Вместо этого сообщите ему, сколько сейчас времени и когда он должен быть готов. «Сейчас 7.40, через десять минут ты должен закончить завтрак и идти одеваться».
  • Установите срок для выполнения какого-нибудь промежуточного этапа сборов. Это может быть, например, завтрак в 8.00. Чтобы показать ребенку, что он еще не выполнил того, что нужно сделать до завтрака, используйте прием невербального напоминания — переверните тарелку, уберите прибор со стола, выключите телевизор и т. д.
  • Постарайтесь как можно больше делать не утром, а вечером. Допустим, приготовить одежду, собрать портфель и убраться в комнате — лучше с вечера, тогда утром останется время на спокойное пробуждение.
  • Никогда не делайте за ребенка то, что он может сделать сам! Научите его, а не показывайте, как это умеете делать вы. Есть большой соблазн для взрослых: быстро собрать портфель, надеть одежду, обуть, причесать, накормить и вытолкнуть за дверь. Но важен не результат, а опыт, который получает ребенок. Потратьте на выработку самостоятельности 15 минут в день, и вы получите результат длиною в жизнь.

Бывают обстоятельства, когда родители действительно вынуждены одевать ребенка, чтобы не опоздать на работу, в детский сад или в школу. Это вполне приемлемо, если вы проспали и действительно опаздываете. Однако подобные обстоятельства должны являться исключением, но ни в коем случае не правилом. А ещё возьмите за правило желать друг другу "доброго утра" и оно станет добрым для всех.

воспитатель Назарова Е.Е.

Как справиться с детской истерикой?

«Уж сколько раз твердили миру...» Игнорируйте! Проявите терпение и выдержку! Нельзя поддаваться требованиям ребенка, которые тот предъявляет в виде истерик, крика или припадков!

Подобное поведение малыша преследует несколько целей: добиться вашего внимания, получить желаемое вознаграждение, продемонстрировать свою власть над вами. Если ребенку удалось добиться своего с помощью истерики, он будет прибегать к этому способу все чаще и чаще. Обычно дети закатывают сцены именно мамам, в крайнем случае, когда присутствуют оба родителя, и почти никогда подобных историй не происходит наедине с папами. Почему? Может, ребенок понимает, что мама быстрее и легче сдается?

Бороться с истерикой надо терпением и спокойствием. Помните, что истерики — это временное явление. С возрастом они обязательно прекратятся.

Если во время припадка ребенок начинает задыхаться — проявите спокойствие. Не бросайтесь его спасать, не тормошите и не суетитесь. Иногда дети доводят себя буквально до обморочного состояния. На это тяжело смотреть, но будет еще тяжелее, если вы пойдете в этот момент на поводу у ребенка.

В возрасте 1-3 лет у малыша может появиться, привычка биться головой об стену, если ему не дают того, что он хочет. Не волнуйтесь. Если во всех остальных случаях ребенок ведет себя совершенно нормально, лучше не обращать внимания на его выходки, а наоборот — полностью их игнорировать.

Если ребенок имеет привычку разбрасывать во время истерики вещи, вы можете просто забрать их из его рук и дать взамен безопасную мягкую игрушку или подушку.

Истерики часто случаются, если ребенок не выспался, голоден или очень устал. В таком случае примите на себя часть вины и не допускайте подобных ситуаций впредь.

Некоторых детей надо просто обнять, прижать к себе и поцеловать. Скажите: «Я здесь, я тебя люблю». Если истерика находится в начальной фазе — попробуйте отвлечь ребенка, например, предложите ему пойти погулять, дайте яблоко, поставьте какой-нибудь мультфильм. Используйте такой метод воспитания, как лишение внимания. Едва ребенок начал истерику — вставайте и выходите из комнаты.

Используйте такой метод, как игнорирование. Вы можете находиться с ребенком в одном помещении (машина, рабочий кабинет, холл поликлиники и т. д.), но не разговаривайте с ним и не смотрите на него. Не ждите немедленного эффекта. Ребенок, увидев, что вы остались невозмутимы, может утроить свои попытки. Именно тут вам и нужно проявить силу воли, чтобы не обращать внимания на эти вопли: ни жеста, ни взгляда, ни слова.

Если истерика началась в общественном месте (магазин, гости, транспорт), постарайтесь вывести его из помещения. Возьмите ребенка на руки (если это возможно) и идите на улицу. Поставьте на тротуар или посадите на лавочку. Скажите: «Кричать в помещении неудобно, ты мешаешь другим людям. Ну а здесь ты можешь кричать сколько душе угодно».

Не обращайте внимания на реакцию окружающих. Любой взрослый человек, имеющий детей, хоть раз, но оказывался на вашем месте и все понимает, остальные же вам просто посочувствуют, если вы находитесь дома или гуляете с ребенком в парке, используйте метод «присоединение»: сядьте рядом и «лейте слезы» вместе с ребенком; постепенно успокаиваясь, вы заставляете ребенка следовать за вами. После того как малыш успокоился, обнимите его и поцелуйте.

Когда истерия закончится, вы должны вести себя так, будто ничего не случилось. Если вы выдержите такое напряжение и сможете неукоснительно следовать этому правилу, через какое-то время вы заметите, что ваш малыш устраивает истерики все реже и реже.

учитель-дефектолог Арапова М.Ю.

Как отучить ребенка грызть ногти?

Привычка грызть ногти очень распространена, причем не только среди дошкольников, но и среди взрослых. Приблизительно около 1/3 детей в возрасте от 7 до 10 лет и ровно половина подростков грызут ногти. Принято считать, что причина возникновения данной дурной привычки - стресс. Часто дети грызут ногти, теребят волосы, дергают себя за ресницы или кусают губы, пытаясь снять нервное напряжение. В коем случае нельзя бить ребенка по рукам! Определите первоначальную причину возникновения стресса и попытайтесь ее устранить. Чаще гуляйте, посещайте бассейн, уделите время здоровью и правильному питанию ребенка. Выявите ситуацию, которая провоцирует эту вредную привычку, и постарайтесь либо устранить ее, либо изменить. Можно уменьшить время сидения ребенка перед телевизором, заменить просмотр телепередач походом в кино и т. д. Главное - изменяйте ситуацию, а не поведение ребенка.

Попробуйте заменить привычку грызть ногти другой привычкой. Предложите ребенку во время просмотра телепередачи заниматься еще какой-нибудь деятельностью, например, вязать, рисовать, перебирать крупу, на худой конец, грызть семечки. Главное - руки должны быть заняты.

Если ребенок забылся и снова грызет ногти - не ругайте его! Спокойным и ласковым голосом сделайте замечание, положите руку на ладонь, похлопайте по плечу. Можно покрывать ногти специальным покрытием с горьким привкусом, которое выпускают для тех, кто грызет ногти. Приобрести этот лак можно в аптеках.

«Привычка есть привычка, ее не выбросишь за окошко, а можно только вежливо, со ступеньки на ступеньку, свести с лестницы». Марк Твен.

воспитатель КоноваловаТ.А.