Вы здесь

Консультация на тему «Приёмы, направленные на стимуляцию потребности в речевом общении»

Подготовила учитель-дефектолог Арапова М.Ю.

Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребенка осознанно обращаться к слову, формирующие потребность быть понятым сначала взрослыми, а потом и сверстниками. Такие условия возникают, прежде всего, в процессе самого общения и деятельности, которую организуют взрослые совместно с ребенком.  

При правильной организации всей жизни и деятельности ребенка речь уже в раннем возрасте становится основным средством общения. Большую роль играют при этом действия взрослого, которым ребенок пытается подражать. Именно подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения в раннем возрасте. При дефиците общения, его ограниченности, бедности ребенку трудно будет научиться общаться с детьми и другими людьми, он может вырасти необщительным, замкнутым.                                                   

Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет не менее важную роль в развитии. Оно так же возникает в совместной деятельности и может осуществляться по-разному. Если сама деятельность носит примитивный характер, плохо развита, то и общение будет таким же: оно может выражаться в агрессивно направленных формах поведения (драки, ссоры, конфликты…) и почти не сопровождаться речью. Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем более необходимым для ребенка становится речевое общение. Развитие ребенка особенно успешно проходит в коллективных видах деятельности, в первую очередь в игре, которая стимулирует развитие общения между детьми, а, следовательно, и речи.                                                                                     

Игра – это особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы и возможности ребенка на более высокий уровень – на уровень мыслящей, творческой личности.     

К 4 годам у детей впервые отмечается пристрастие к лингвистическим играм – играм в слова. Это естественное желание ребенка необходимо поощрять, так как приобщение к словесному творчеству актуализирует потребность в выражении собственных мыслей словами; способствует формированию множества ценных человеческих качеств, таких, как изобретательность, наблюдательность, жизнерадостность, общительность и т.д. Не следует думать, что малыш сразу же начнет использовать морфологически, грамматически и синтаксически правильные формы, и конструкции, свойственные речи взрослых. Это происходит постепенно и длительно. Именно благодаря словесным играм у малыша происходит становление культуры речи и общения: формируется интонационная выразительность речи, четкость произношения, правильность ударения, грамотность, умение верно формулировать свою мысль и т.д. Используя лингвистические игры, взрослые должны хорошо знать и учитывать речевые возможности ребенка. Там, где ребенок не может найти подходящего слова, можно сочетать речевые и неречевые средства общения – жесты и мимику. Организуя ту или иную игру, не стоит стремиться, чтобы 

ответами. Основная задача состоит не в том, чтобы навязать ребенку свое мнение, а в том, чтобы научить его мыслить, отстаивать свою точку зрения. Не торопитесь сказать малышу: «Нет! Так не бывает, ты неправильно думаешь», - а попытайтесь в каждом детском ответе обнаружить рациональное зерно.

Игры и игровые упражнения, направленные на активизацию речевого общения.

Разные слова.

«Подбор прилагательных». Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям – словесный и не менее 2-3 образов. Содержание игры заключается в следующем: взрослый показывает игрушку или картинку, а дети должны подобрать как можно больше признаков. Например, «собака – большая, лохматая, добрая, верная, старая…»

«Что бывает?» Эта игра похожа на предыдущую. К слову-прилагательному подбирают существительное. Например, «зеленый – помидор, огурец, трава, елка…»; «сладкое – конфета, яблоко…».

Добавление.

«Пропущенные слова». Дети вставляют пропущенное слово: «На пороге сидела и жалобно мяукала…»; «Пришел почтальон, он принес…». В дальнейшем ребенок и взрослый могут поменяться ролями: ребенок придумывает предложение, а взрослый заканчивает его.

«Добавление предложений» (обогащение грамматического опыта). «Сегодня не пойдем в детский сад, потому что…»

Что в чем

Эта игра для самых маленьких. Для игры необходим набор предметных картинок или сами предметы. Детям показывают предметы (картинки) и спрашивают, что есть у каждого предмета (то есть из чего он состоит). Например, у стула – ножки, сиденье, спинка; у собаки – голова, лапы, хвост.

Что от чего

Эта игра противоположна предыдущей.

На что похоже?

Правила игры просты и доступны детям любого возраста – нужно ответить на вопрос: «На что похож предмет? Почему? Чем?» Сравнивать между собой можно самые разнообразные предметы.

Сравнение

Эта игра способствует обогащению словарного запаса детей, развивает наблюдательность, внимание, формирует умение словесно оформить результаты сравнения. Варианты: «Летает – не летает»; «Плавает – не плавает»; «Движется – не движется» … Эту игру можно проводить с мячом.

«Общее и особенное» - чем похожи и чем отличаются два предмета.

Оживление

Детям от природы свойственно оживлять предметы и явления окружающей действительности. Предложите своему малышу представить, что тот или иной предмет вдруг ожил и заговорил – и тут же родится множество интересных историй-сказок.    

Конечно, арсенал игр на этом не исчерпывается – их существует великое множество и ровно столько же можно придумать самостоятельно.                         

Чтобы в дошкольном детстве речь стала действительно средством общения, мышления, воображения, она должна быть развита до определенного уровня. В дошкольном возрасте совершенно необходимо научить ребенка смотреть и видеть, слушать и слышать, то есть обогащать свой чувственный опыт. Взрослым часто кажется, что это происходит само собой: раз есть глаза, значит, ребенок увидит, а со временем и поймет все, что происходит вокруг; есть уши – услышит, есть язык – будет разговаривать. Стихийный опыт, который ребенок приобретает сам, конечно же, играет огромную роль в его развитии, но далеко не всегда оказывается полноценной основой психического развития.

Запомните золотое правило организации и руководства любой деятельностью детей, в том числе и игровой:

Ребенку должно быть интересно и комфортно!

Только при этом условии развитие всех сторон личности малыша будет гарантированным и полноценным.