Составил воспитатель: Агаджанян И.Г.
Цель: закрепить знания детей об особенностях жизни животных и растений.
Задачи:
образовательные: обобщить знания, полученные ранее, продолжать поддерживать интерес к природе, проблемам ее охраны; формировать навыки культурного поведения в природе, заботливого и бережного отношения к ней;
развивающие: развивать воображение, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы;
воспитательные: воспитывать добрые отношения друг к другу.
Предварительная работа: рассматривание книг, альбомов, плакатов о животных и растениях, чтение произведений, заучивание наизусть стихов, примет, загадок, обыгрывание, имитация, наблюдения, игры («Кто это?», «Чей хвост? Чей клюв? Чей след?», «Узнай по голосу», «Угадай по описанию», «4 лишний», «Рыбы, звери, птицы»); экскурсии.
Оборудование: эмблемы, столы, стулья, тексты загадок, стихов, образцы следов животных и птиц, карточки с изображением деревьев, листьев, плодов, мольберт, карточки с изображением водоплавающих птиц, знаки правил поведения в природе, ящик ощущений, медали.
Ход игры:
Ведущая: Доброе утро! – придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться. Доброе утро! Солнцу и птицам. Доброе утро! Улыбчивым лицам. Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей! Поздоровайтесь! Ребята, а вы бы хотели принять участие в соревновании, которое будет проходить в «Клубе юных друзей природы». Но перед началом прошу ответить на мой вопрос: «Что такое природа? Как вы понимаете?»
(Ответы детей: Природа – это наш дом; это то, что нас окружает: деревья, птицы, рыбы, звери, насекомые, растения, моря, реки, океаны.)
Ведущий: А люди? Мы тоже часть природы, Она нас кормит, поит, одевает, лечит, поэтому ее надо беречь и знать все секреты.
Ну, а теперь начинаем игру, предлагаю выбрать капитанов и разделиться на две команды: «Зеленый мир» и «Красная книга» (команды занимают свои места за столами). Нашу игру будет оценивать жюри: заведующий ЦРР Дементьева Л. В., заместитель заведующего по ВМР Добрина Е. В., логопед Никитова О. И., психолог Глущенко С. Ю.
Ребята, много тайн и загадок хранит природа, и сегодня мы постараемся разгадать их.
Итак, мы начинаем первый тур:
1.«РАЗМИНКА» - за 1 минуту надо ответить на 10 вопросов (по 5 балльной шкале).
Вопросы команде «Зеленый мир»:
- Домик для птиц, сделанный человеком? (скворечник)
- Зимняя квартира медведя? (берлога)
- Сколько времен года? (4)
- Дерево с белой корой? (береза)
- Кто прячет голову в песок? (страус)
- Первый весенний цветок? (подснежник)
- Если с утра туман, то день будет (солнечным)
- Колючее растение пустыни? (кактус)
- Если воробьи купаются в песке, то это (к дождю)
- Назови самое большое животное? (кит)
Вопросы команде: «Красная книга»:
- Самое жаркое время года? (лето)
- Квартира лисы? (нора)
- Цветок с белыми ресничками? (ромашка)
- Зимой и летом одним цветом? (ель)
- Солнце к вечеру краснеет – день будет… (ветреный, холодный)
- Чего на нашей планете больше: суши или воды? (воды)
- Какая вода в океанах? (соленая)
- Для чего люди во льду делают проруби? (рыбу ловить)
- Без него не могло бы прожить ни одно живое существо. Что это? (воздух, кислород)
- Спят ли ночью совы? (нет)
Ведущая: Первый тур окончен, и я предоставляю слово жюри.
Перед началом 2 тура прошу отгадать загадку: весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает? (дерево)
Второй тур – «Угадай дерево».
Задание: за 1 минуту команды должны угадать дерево по листьям, стволу, плодам (раздать карточки).
Ведущая: Я вновь предоставляю слово жюри.
Третий тур нашей игры называется «Ты – мне, я – тебе». Участники команд задают друг другу вопросы – загадки:
1. Не барашек и не кот, носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета, для зимы – другого цвета. (заяц)
2. Зубовато, серовато, по полям рыщет, телят, ягнят ищет. (волк)
3. Решетка на нем нарисована четко, и очень к лицу людоеду решетка. (тигр)
4. Приглядел в лесу старик пышный рыжий воротник.
Воротник в то время крался, зайца сцапать собирался. (лиса)
5. Удивительный ребенок только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять, как его родная мать. (утенок)
6. Каждый год я к вам лечу, зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой ярко-красный галстук мой (снегирь)
7. Недаром эта модница склонилась над водой.
Все лето в речку смотрится – любуется собой.
8. Чашечки и блюдца не тонут и не бьются.
Ведущая: вот и подошел к концу третий тур викторины, пока жюри будет подсчитывать баллы, я хочу поиграть со зрителями-болельщиками.
Игра «Подскажи словечко»
1. Вы везде ее найдете и на суше и в болоте.
Навострите свои ушки: это квакает… (лягушка)
2. Стройный, быстрый, рога ветвисты.
Пасется весь день. Кто же это? (олень)
3. В Антарктиде среди льдин ходит важный господин.
В черный он одет сюртук, крылья машут вместо рук.
Хоть на шее белый галстук, на ногах надеты ласты.
Вы узнали господина, птицу важную… (пингвина)
А сейчас жюри подведет итог трех туров.
Следующий четвертый тур нашей викторины: «Найди птицу».
Одна команда должна поместить на мольберт водоплавающих птиц, а другая – не водоплавающих.
Жюри оценивает этот тур, а мы переходим к пятому туру, который называется «Следопыты».
Команды должны за 1 минуту определить, чьи это следы?
Для этого нужно поместить следы рядом с изображением животного или птицы, которому они принадлежат.
Команда «Зеленый мир» - следы лося, лисы, ежа.
Команда «Красная книга» - следы медведя, лисы, тетерева.
Пока команды работают, я хочу спросить у болельщиков:
- Знаете ли вы лекарственные растения? Назовите их, как применять?» (Ответы детей). (Подорожник или зеленый бинт – лист прикладывают к ране, ромашка снимает воспаление, заживляет раны, колендула – от ушибов, шишек, синяков, одуванчик, мята, крапива – лечит сердце.)
Ведущая: После выполнения задания я предоставляю слово жюри.
Следующий шестой тур – «Конкурс капитанов»
Посмотрите на мольберт, чего не хватает, дорисуйте, а остальные члены команды должны убрать ядовитые грибы и ягоды (карточки раздать). Ответы детей. Оценки жюри.
Ведущая: А сейчас, внимание! Ящик ощущений! (вносится на подносе ящик ощущений). Вы должны определить на ощупь предмет, не вынимая назвать его, после чего сказать, где он встречается (природный материал: шишка еловая, сосновая, ракушка, желудь, камешки, гриб (муляж, кора березы (береста, каштан).
Жюри оценивает ответы детей по 5-балльной шкале.
Ведущая: Ну, а сейчас мы переходим к последнему восьмому туру нашей игры «Знаете ли вы правила поведения в природе?» (знаки).
Предложить участникам игры отделить экологические знаки от дорожных и рассказать о них. (Ответы детей).
Пока жюри подводит итоги, у нас музыкальная пауза «Экологические частушки»
Навострите свои ушки, мы споем для вас частушки.
1. Раньше, люди говорят,
Был у нас красивый сад,
А теперь на месте том
Тонны мусора кругом.
2. В парке нашем у реки
Пели раньше соловьи,
А теперь одно слыхать:
«Мусор надо убирать»
3. На полянке на лесной
Слет туристов был весной.
Целый месяц с той полянки
Убираем банки-склянки.
4. Если б не было деревьев,
Не было бы палки
Если б мусор не кидали
Не было бы свалки.
5. Были летом на рыбалке
Рыбы там не видели
В речку мусор накидали,
Речку тем обидели.
6. Под горой стоит береза,
Грустно так качается.
Ветки ей пообломали -
И вот она печалится.
7. Если б только все мы знали,
Как природу защищать:
Жить бы сразу лучше стали,
Свежим воздухом дышать.
Ведущая: Спасибо, ребята, да природу надо беречь. Я прошу всех игроков выйти ко мне.
1 ребенок: Наша планета Земля очень щедра и богата.
Горы, леса и поля – дом наш родимый, ребята.
2ребенок: Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
3 ребенок: Развеем над нее и тучи, и дым,
В обиду ее никому не дадим.
4 ребенок: Беречь будем птиц, насекомых, зверей
От этого станем мы только добрей.
5 ребенок: Украсим всю землю садами, цветами
Все: Такая планета нужна нам с вами!
Ведущая: Ребята, вот и подошла к концу наша игра, вам понравилась она?
Чем? О чем бы вы рассказали своим друзьям?
Итог: А теперь слово – жюри, подведение итогов. Награждение всех участников игры медалями «Другу природы».