Подготовил: Музыкальный руководитель Жарикова О.А.
Интеграция Образовательных областей:
«Познавательное развитие»
- расширение представлений о музыкальных профессиях: скрипач, пианист, балалаечник, гармонист.
- совершенствование умения ориентироваться в пространстве.
«Физическое развитие»
- формирование правильной осанки, умения осознанного выполнения движений.
«Социально-коммуникативное развитие»
- воспитание дружеских взаимоотношений между детьми.
«Художественно- эстетическое развитие»
- создание радостной атмосферы;
- закрепление представления детей об основных жанрах музыки, способности различать песню, танец, марш;
- закрепление знаний детей о музыкальных и шумовых инструментах, используя игровые приёмы;
- реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
«Речевое развитие»
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной, диалогической формы речи (слушать и понимать заданный вопрос, правильно формулировать ответ);
Цель: Развитие коммуникативных навыков в процессе занятия музыкальной деятельностью.
Задачи:
Обучающие:
- Учить внятно, отчётливо произносить слова и окончания, петь легко, свободно, без напряжения, чисто.
- Учить играть на шумовых инструментах индивидуально и в оркестре. Учить передавать различные ритмические рисунки, вместе начинать и заканчивать игру на инструментах. Играть свои партии, соблюдая общий темп, динамику, настроение.
- Учить передавать в движении характер музыки, менять танцевальные движения в соответствии с двухчастной формой произведения.
Развивающие :
- Развивать тембровый слух.
- Развивать звуковысотный слух, упражнять в различении интервалов.
- Продолжать развивать певческие навыки.
- Развивать песенное творчество (умение пропевать своё имя).
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательность и взаимоуважение.
Реализация детских видов деятельности :
- музыкально-художественная
- двигательная
- коммуникативная
- познавательно-исследовательская
- игровая
Планируемые результаты уровня интегративных качеств: владеют культурой слушания музыки, имеют представления о музыкальных жанрах, различают интервалы в пределах октавы, способны создавать элементарные собственные фрагменты мелодий, эмоционально откликаются на происходящее, проявляют эмоции, соотносят их с общепринятыми способами выражения, поют легко, свободно, без напряжения, отчётливо произнося слова и окончания, правильно передавая мелодию, умеют выразительно и ритмично двигаться в соответствии с музыкой, играют на шумовых инструментах индивидуально и в оркестре.
Материал и оборудование: Аудиозаписи, шумовые инструменты, наглядные пособия к музыкально-дидактическим играм, магнитная доска, барабанчики, ТСО.
Предварительная работа:
Разучивание песен, танца, знакомство с музыкальными и шумовыми инструментами, приёмами игры на шумовых инструментах, знакомство с музыкальными жанрами, изготовление пособий к музыкально-дидактическим играм, разучивание стихотворения, изготовление барабанчиков.
Содержание:
Организационный момент:
Дети входят в зал под музыку.
Музыкальный руководитель: Сегодня я пригласила вас в зал на необычное занятие. Мы с вами отправимся в волшебную страну под названьем Музыка. Только вначале давайте познакомимся. Смотрите, у меня в руках волшебные бубенчики. Кто их в руки возьмёт, тот своё имя пропоёт. ( Пропевает своё имя и отзванивает его ритм бубенчиками, затем передаёт бубенчики по кругу детям, которые повторяют задание). Ну, вот и познакомились! Ребята, прислушайтесь! Я уже слышу чудесную мелодию, она манит и зовёт нас за собой. (Звучит фонограмма «Сновидения» Р. Шумана, включается зеркальный шар).
Дети садятся на стульчики.
Основная часть:
Музыкальный руководитель:
Тихо, тихо сядем рядом –
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены –
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой…
Это – музыка торопит
И ведёт нас за собой.
(Музыка стихает)
Музыка – чудесная страна,
Сколько дарит радости она!
Здесь такое можно увидать,
Что ни в сказке сказать,
Ни пером описать!
(Ставит на магнитную доску домик)
Посмотрите, перед нами домик, в котором живут весёлые ребята. Они любят петь, танцевать и маршировать под музыку. Послушайте и угадайте, что сейчас делают ребята?
Проводится музыкально-дидактическая игра «Что делают в домике?»
(Звучит марш, дети узнают, что делают в домике, для проверки разрешается повернуть домик, с обратной стороны которого соответствующий рисунок)
Музыкальный руководитель: А как вы догадались? Какая музыка звучала?
Дети: Чёткая, ритмичная, бодрая.
(Звучит песня, задание повторяется)
(Звучит «Полька» П.И.Чайковского, задание повторяется)
Музыкальный руководитель: Ребята, как называется этот танец?
Дети: Полька.
Почему вы так решили?
Дети: Музыка весёлая, под неё хочется скакать.
Музыкальный руководитель: Правильно, музыка отрывистая, лёгкая, скачущая.
А какой композитор написал эту музыку?
Дети: Пётр Ильич Чайковский.
Музыкальный руководитель: Прозвучала «Полька» из «Детского альбома» П.И.Чайковского.
Мы с вами тоже разучиваем польку, давайте станцуем. Мальчики, приглашайте девочек.
(Уточняется последовательность движений второй части танца)
Дети танцуют «Польку» Муз. Спадавеккиа.
Музыкальный руководитель: Наше путешествие продолжается и мы с вами попали на улицу музыкальных загадок. Узнайте, из какой песенки эти звуки (выставляет на доске карточки к песенкам «Качели», «Эхо», «Часы», «Труба», «Колыбельная», «Гармошка» Е. Тиличеевой.
Проводится музыкально-дидактическая игра «Узнай песенку по двум звукам»
Музыкальный руководитель: А вот ещё одна музыкальная загадка. (Звучит вступление к песне «Бравые солдаты» А.Филиппенко)
Отрывок из какой песни я вам сейчас сыграла?
Дети: Из песни «Бравые солдаты».
Музыкальный руководитель: Давайте проговорим слова песни шёпотом внятно и чётко.
А теперь споём песню бодро, маршево, выполняя на припев шаг на месте с левой ноги.
(Исполняется песня с музыкальным сопровождением)
Музыкальный руководитель: На прошлом занятии мы начали разучивать песню «Встречайте праздник песнями», давайте исполним первый куплет и припев. А сейчас споём песню на слог «ля» очень легко и отрывисто, как капельки подают. Ребята, послушайте, как произносятся окончания в словах и повторите за мной. (Дети выполняют задание)
А теперь исполним песню с музыкальным сопровождением дружно и весело.
(Исполняется песня с музыкальным сопровождением)
Музыкальный руководитель: Весёлая песенка привела нас к домику, в котором живут весёлые музыканты, они играют на разных музыкальных инструментах. Отгадайте, на каких?
(Загадывает загадки и выставляет карточки с музыкальными инструментами)
Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны,
Мотив звучит издалека,
Поёт про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив
Я называюсь… (скрипка)
Три струны, а звук какой!
С переливами, живой.
Узнаю его в момент –
Самый русский инструмент. (балалайка)
Только кнопочки затронешь,
Нежно разведёшь меха –
Сразу в музыка утонешь,
Унесёт тебя река.
Та река из нот чудесных,
Ей всегда и всюду тесно,
Льётся речка и журчит.
Что за инструмент звучит? (гармошка)
Очень музыку любили
Две сестры, Наташа с Ниной,
И поэтому купили
Им большое… (пианино)
Музыканты готовятся к концерту и усердно занимаются. Послушайте и скажите, какой инструмент звучит? (Звучит скрипка в аудиозаписи)
Дети: Скрипка.
Музыкальный руководитель: Как называется музыкант, играющий на скрипке?
Дети: Скрипач.
Музыкальный руководитель: Правильно, скрипач. А это какой инструмент звучит? (Звучит балалайка в аудиозаписи)
Дети: Балалайка.
Музыкальный руководитель: Музыкант, который играет на балалайке ,называется балалаечник. (Звучит пианино в аудиозаписи) Голос какого инструмента мы услышали?
Дети: Пианино, фортепиано.
Музыкальный руководитель: Музыкант, играющий на пианино, называется пианист. А это какой инструмент звучит?
(Звучит гармошка в аудиозаписи)
Дети: Гармошка.
Музыкальный руководитель: Музыкант, который играет на гармони, называется гармонист. Все эти инструменты издают звуки, которые можно спеть, поэтому как они называются?
Дети: Музыкальные инструменты.
Музыкальный руководитель: А есть ещё шумовые инструменты. Почему их так назвали?
Дети: Потому, что они издают разные шумы.
Музыкальный руководитель: Какие шумовые инструменты вы знаете? Дети: (называют инструменты, муз. рук. показывает их) Ложки, трещотка, колотушка, рубель, стиральная доска, бубенцы, ухват.
Музыкальный руководитель: Ребята, давайте поиграем в игру «Угадай, на чём играю?» Каждый из вас загадает по две загадки.
Проводится музыкально-дидактическая игра «Угадай, на чём играю».
Музыкальный руководитель: Сегодня мы слушали звучание инструментов по отдельности. А если инструменты будут играть вместе, что получится?
Дети: Оркестр.
Музыкальный руководитель: Послушайте стихотворение.
Ребёнок:
Эх, оркестр народный,
Раздольно - хороводный!
Если грянет плясовую –
Я на месте затанцую!
Если песню русскую –
Грусть в душе почувствую!
А «Страданья» заиграет –
Прямо сердце замирает!
То он плачет, то хохочет –
С нами делает, что хочет!
Ребята, хотите сыграть в оркестре? Разбирайте инструменты, мы сыграем р.н.п. «Подгорка»
Играет шумовой оркестр.
Итог:
Музыкальный руководитель: Вот и закончилось наше путешествие в музыкальную страну. Я надеюсь, оно вам понравилось, и мы обязательно продолжим его на следующих занятиях. А на память о сегодняшнем занятии я хочу подарить вам весёлые барабанчики с сюрпризом. Вы сами сможете сделать такие же с родителями или с воспитателями и подарить своим друзьям.
Анализ:
- Цели и задачи.
- Содержание соответствовало теме.
- Методы: Беседа, индивидуальный опрос, музыкально-дидактическая игра, творческое задание, упражнение, показ, словесные указания, повторение, замечание, поощрение.
- Приёмы: Использование наглядного материала, проговаривание текста шёпотом, пение на слоги, художественное слово, индивидуальные задания, взаимные задания, использование аудиозаписей.
- Подготовительная работа: Разучивание песен, танца, знакомство с музыкальными и шумовыми инструментами, приёмами игры на шумовых инструментах, знакомство с музыкальными жанрами, изготовление пособий к музыкально-дидактическим играм, разучивание стихотворения, изготовление барабанчиков.
- Каждый этап был связан с целью занятия.
- Индивидуальные задания.
- Эстетическое оформление занятия (пособия, атрибуты)
- Достигнута цель.
- Форма проведения: Групповое занятие.
- Стимулирование: Поощрение.