Вы здесь

Конспект НОД по теме: «Родословная – старинная русская традиция» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Составил: воспитатель Назарова Е.Е.

Цель НОД: расширить знания детей о традициях русского народа.

Задачи НОД:

Образовательные: формировать элементарные представления детей о том, что такое род и родословная, о традициях и обычаях; закреплять имеющиеся представления о родственных отношениях.

Развивающие: развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полными предложениями, познавательный интерес, логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать любовь к членам своей семьи, родным, родственникам, предкам; уважительное отношение к старшим.

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Материалы: демонстрационный: интерьер старинной избы, народные костюмы, фотографии, мультимедийная презентация «Моя семья – моя родословная», пирамидка, схема – образ семьи, папаха; раздаточный: белый картон А-4, цветная бумага, клеенки, кисточки, клей, салфетки, маленькие фотографии членов семьи.

Оборудование: ноутбук, телевизор.

Словарная работа: родные, родственники, предки, батюшка, матушка, сестрица, братец; прялка, веретено, кудель, глечик, скрыня, рубель, папаха – объяснить значение старинных слов.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о семье, семейные фотографии, НОД «Моя семья», заучивание стихов, пословиц о семье, понимать и объяснять их смысл, рисование на тему «Моя семья».

Ход непосредственно образовательной деятельности:

I. Организационная часть.

Воспитатель: Дети, послушайте загадку:

«Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто подержит вас друзья?

Ваша дружная…» (семья)

Воспитатель: Правильно – это семья. Что может быть для каждого человека важнее семьи? Вот об этом мы и поговорим.

II. Основная часть.

Воспитатель: Дети,  а что такое семья, для чего она нужна?

Дети: - Семья нужна, потому что без нее скучно. Семья нужна, чтобы друг другу помогали, ухаживали, заботились.

- Семья – это много, много человек, которые любят друг друга.

- Семья – это, когда мама и папа никогда не ссорятся и не ругаются.

- В семье главное – любовь.

- В семье друг к другу относятся вежливо.

Воспитатель: Правильно, семья – это те люди, которые всегда придут на помощь и поддержат в трудную минуту. Эти люди всегда рядом, они нас любят и это важно помнить.

Воспитатель: Дети, а кто знает стихи о семье?

«Семья – это слово родное!

Сколько в нем света, добра и тепла!

Как мы гордимся своими родными

За все их заслуги, за все их дела!

Глаза материнские нас согревают

Как солнца сиянье, очи горячи.

А руки отца от беды заслоняют

Забота родных – как солнца лучи!»

Воспитатель: Какие пословицы и поговорки о семье вы знаете?

Дети:

«Не нужен и клад, коли в семье лад»

«При солнышке тепло, а при матери добро»,

«Материнская ласка не знает конца»,

«Нет такого дружка, как родная матушка»,

«Братская любовь лучше каменных стен»,

«Птица рада весне, а младенец – матери»,

«Хороша дочка Аннушка, коли хвалят мать да бабушка»,

«Вся семья вместе, так и душа на месте»,

«Изба детьми весела»,

«Золото, серебро не стареют, отец и мать цены не имеют».

Воспитатель: Молодцы, дети, много пословиц знаете. Мамы и папы, бабушки и дедушки – они для вас самые родные, самые близкие, самые дорогие люди. Скажите, а как можно назвать близких вам людей одним словом?

Дети: Родные, родственники, родичи, предки.

Воспитатель: Правильно, дети. Близкие предки – это ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. А дальние предки – это ваши родственники, которые жили до них. И вот сегодня мы с вами отправимся в путешествие к дальним-дальним родственникам – предкам. Но для этого нам надо на голову надеть папаху, повернуться вокруг себя три раза и сказать: «Время, время – остановись! К нашим предкам – повернись!» (Открыть шторы, надеть шапку, закрыть глаза и повернуться три раза).

(В это время раздвинуть шторы. Интерьер старинной избы. Дети в костюмах, выходит девочка с хлебом-солью, кланяется).

Девочка: Здравствуйте, гости дорогие! На Руси в обычае встречать гостей хлебом-солью.

Воспитатель: Большое спасибо! Вот мы и очутились в гостях у наших предков. Ребята, а что подсказывает нам, что это старинная изба?

Дети: Есть печь, деревянный стол, лавки.

Воспитатель: В старину семьи были большие. Расскажите, пожалуйста, о своей большой и дружной семье.

Девочка: Самые старшие и уважаемые люди в семье дедушка и бабушка. Их все почитают и слушаются, не перечат, не перебивают и не капризничают

Воспитатель: А что делает бабушка?

Девочка: Бабушка на прялке прядет пряжу.

Воспитатель: Прялка – удивительный предмет. Она нужна была для того, чтобы прясть пряжу – шерстяные нитки. Кудель, клочок шерсти, нанизывали сверху прялки, вытягивали и скручивали шерстяную нить, наматывали ее на веретено.

Девочка: Рядом с дедушкой мой батюшка. Матушка хлопочет у печки, готовит обед.

Воспитатель: В каждой крестьянской избе была печь. Она согревала избу, в ней готовили еду, на лежанке отдыхали. Еду готовили в чугунке. Он тяжелый, чугунный, зато каша в нем вкусная, пальчики оближешь. А ложки раньше были деревянные. Молоко хранили в глиняной посуде, которая называется глечик. Молоко в нем долго не прокисает. Сундук называли скрыня.

Воспитатель: А братья, сестры у тебя есть?

Девочка: Да. Моя сестрица старшая качает в колыбели младшего братца. Дети в семье всегда помогают родителям.

Воспитатель: А что делаешь ты?

Девочка: Я глажу белье.

Раньше белье гладили вот этим предметом. Называется он рубель. Видите, какой он ребристый. На каталку наматывают мятое полотенце и с силой проводят по нему рубелем несколько раз. Белье получается гладким и пахучим.

Девочка: Семья у нас хорошая, дружная, трудолюбивая, все заботятся друг о друге. На Руси еще любят и умеют веселиться, песни петь, хороводы водить, в игры играть. Такие у нас обычаи, традиции. Хотите, я научу вас новой игре.

Физминутка: Игра «Ручеек».

Воспитатель: Спасибо тебе, за хлеб – соль, за интересный рассказ. До свидания. А нам пора домой. (Надеть папаху «Время, время – остановись! И назад домой вернись!»)

Воспитатель: Обычай – это то, что принято делать обычно, по привычке, каждый день.

Традиции – издавна принятые обычаи. Обычаи передавались от отцов и дедов детям, внукам и со временем становились традициями.

Давайте еще раз повторим, какие были обычаи в старину.

Дети:

- Дети уважали и почитали старших.

- Люди были трудолюбивыми, дружными, гостеприимными.

- Обращались друг с другом ласково, с уважением.

- Помогали друг другу.

- Любили петь, хороводы водить, играть.

Воспитатель: Как обращались друг к другу в семье? Как ласково, уважительно называли маму, папу, других членов семьи?

Дети: батюшка, матушка, сестрица, братец.

Воспитатель: Какие хорошие и замечательные обычаи! Мы тоже постараемся следовать им, будем поддерживать традиции.

Воспитатель: В старину люди очень хорошо знали своих родных, родственников, предков.

Предки – это наши родные, которые жили до нас, вперед нас, перед пред нами. Мы их потомки, мы живем потом, после них.

Воспитатель: С давних времен существовал обычай вести свою родословную. Родословная – слово о роде, рассказ о своей семье, родственниках, предках. Родословная рассказывает об истории семьи. (Показ мультимедийной презентации «Моя семья – моя родословная»)

Воспитатель: Как вы думаете, с кого следует начать родословную?

Дети: С дедушки и бабушки.

Воспитатель: Почему нужно начать с дедушки и бабушки?

Дети: потому что они самые старшие в семье.

Воспитатель: Любой род можно представить в виде этих колец. Первое кольцо – это дедушка и бабушка. Следующее кольцо, как мы его назовем? (Мама и папа)

Это кольцо – дети, т. е. вы. Следующее – это ваши будущие дети. Что же у нас получилось?

Дети: пирамидка.

Воспитатель: По пирамидке можно рассказать о родословной любой семьи. Так что же такое родословная?

Дети: это рассказ о семье.

Воспитатель: Ребята, а сейчас вы попробуете создать свой красивый образ семьи, дружной и крепкой. Подумайте, какой вы видите свою семью, на что это будет похоже? На столах у вас необходимое. Приступайте к работе.

(Во время работы воспитатель подходит к каждому ребенку и спрашивает, что они делают.

Дети:

- Подкова приносит счастье, я хочу, чтобы моя семья была самая счастливая.

- У меня получилось солнышко. Солнце приносит тепло, радость. Я хочу, чтобы в моей семье было тепло и уютно.

- А у меня получился большой дом, в котором живет моя дружная семья и т. д. (По мере выполнения детьми работ, воспитатель выставляет их на доске).

Воспитатель: Сегодня мы с вами попробовали создать свой яркий образ семьи. Все семьи разные, но во многом они похожи. Семья объединяет родных людей очень близких друг другу.

«Семья – источник вдохновенья,

Где рядом взрослые и дети,

В семье от всех невзгод спасение,

Здесь друг за друга все в ответе».  И. Токмакова.

III. Заключительная часть.

Воспитатель: Чем же мы сегодня занимались? Что узнали нового? Что вам больше всего понравилось?

Ответы детей.

Воспитатель:  В следующий раз вы подробнее расскажите о своих семьях и мы узнаем как появились и произошли фамилии. Спасибо вам, ребята, вы все сегодня молодцы!

Список используемой литературы:

  1. В.А. Маркова, Л.М. Данилина, З.Г. Прасолова «Воспитание у дошкольников любви к Малой Родине».
  2. Л.Л. Мосалова «Я и мир».
  3. О.Ф. Горбатенко Комплексные занятия по разделу «Социальный мир».
  4. Собственная презентация «Моя семья – моя родословная».
  5. Интернет ресурсы - ped-kopilka.ru