Составил: воспитатель Агаджанян И.Г.
Цель НОД: закрепить знания детей о малой Родине.
Задачи НОД:
Образовательные: обобщить знания детей о родном городе и крае, вызвать желание узнать больше о малой Родине.
Развивающие: закрепить умение отвечать на вопросы развернутым полным предложением, развивать связную речь, выразительно читать стихи, активизировать словарь.
Воспитательные: формировать любовь к малой Родине, воспитывать чувство уважения к родному городу, краю; вызвать желание принимать участие в преобразовании родных мест.
Материалы: демонстрационный: письмо от Лунтика, схема группы, тексты стихов, фотоматериалы с изображение города Кропоткина, Краснодара, реки Кубань, Свято-Покровского храма, мультимедийная презентация «Город, в котором живу»; раздаточный: открытки с изображением видов города Кропоткин, разрезные картинки.
Оборудование: ноутбук, телевизор для мульмедийной презентации.
Словарная работа: малая Родина, уголок, Кубань, казаки, жемчужина, храм, любимый, родной, загадочный, горожане, достопримечательность, купол, колокольня, аттракцион, забота, преданность.
Предварительная работа: экскурсия по городу, рассматривание иллюстраций, фотоматериалов, слайдов о Кропоткине, Краснодарском крае, слушание произведений кубанских композиторов, чтение и заучивание стихов кубанских поэтов, конкурс детских рисунков «Моя малая Родина».
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Ход непосредственно образовательной деятельности:
I.Организационная часть.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, утром почтальон принес необычное письмо, внутри картинка с изображением Луны. Как вы думаете, от кого оно?
Дети: От нашего друга Лунтика.
Воспитатель: Верно. Смотрите, здесь еще что-то. (Достает схему группы, где указан телевизор, его нужно включить). Как вы думаете, что это?
Дети: Это схема нашей группы, нужно включить телевизор!
(Включить видеозапись с обращением Лунтика)
Воспитатель: Дорогие друзья! Я совсем запутался. Кузя говорит, что у каждого из нас есть малая Родина. А что это такое, я не знаю! Помогите разобраться! Ваш друг Лунтик.
Воспитатель: Ну, ребята, что будем делать?
Дети: Надо Лунтику помочь!
II. Основная часть.
Воспитатель: Да, для каждого человека важно знать, откуда он родом, где его корни, чем ему гордиться. Велика и красива Россия и в ее наряде есть жемчужина, которая зовется Кубанью. Так уж устроен человек, что в течение всей жизни не может забыть поселок, город, край, где он появился на свет, где живут его родители.
Воспитатель: Как вы думаете, как называется то место, которое в течении всей жизни нельзя забыть и предать?
Дети: малая Родина.
Воспитатель: С чего начинается малая Родина?
Дети: с семьи, с родного дома, улицы, города, края.
Воспитатель: Как называется наш край?
Дети: Краснодарский край.
Воспитатель: А как по-другому можно назвать его?
Дети: Кубань, наш край так называют, потому что здесь протекает река Кубань.
Воспитатель: Как называется главный город края?
Дети: Город Краснодар.
Показать фотоматериал.
Ребенок читает стихотворение:
Край отцовский! Край родной!
Дорого и любо
Пахнут свежею сосной
Солнечные срубы.
Забродил в бочонке квас,
Отцвела смородина,
Есть у каждого из нас
Маленькая Родина!
Воспитатель: А знаете ли вы, ребята, кто были наши предки, которые обживали и благоустраивали эти земли?
Дети: Это были казаки. Они пришли много лет назад на Кубань, стали строить и жить здесь.
Воспитатель: Как называется город, в котором живете?
Дети: город Кропоткин. (показать виды Кропоткина).
Воспитатель: В честь кого он был назван?
Дети: Наш город назван в честь ученого Петра Алексеевича Кропоткина.
Воспитатель: Верно. А что бы вы хотели рассказать Лунтику о нашем городе?
Дидактическая игра «Подбери слово»
Затем предлагаю прочесть стихотворение о Кропоткине.
Ребенок читает стихотворение:
Куда бы кто ни ехал,
Где бы ни бывал,
Нас встречал и провожал
Городской вокзал.
Выйдешь из вагона,
Ступишь на перрон,
Душу обогреет своим видом он,
Площадь привокзальная-
Города визитка.
У гостей останется
Памятной открыткой.
В нашем славном городе
В радость горожанам
Заструилась площадь
Серебряным фонтаном.
Манит своей свежестью
Словно поцелуй
И детишки радостно
Ловят брызги струй.
Показать фотоматериал.
Воспитатель: У каждого из нас есть любимые места. Куда бы вы хотели пригласить Лунтика отдохнуть?
Дети: В нашем городе есть парк, где много каруселей, качелей, аттракционов. Тут продают сладкую вату, игрушки-забавы, шарики, мороженое. Мы с родителями часто отдыхаем там.
Воспитатель: Да, я, думаю, Лунтику тоже понравится с вами поиграть и полакомиться сладостями. А в какие дни парк становится многолюдным, ярким, красивым?
Дети: В праздничные – День семьи, День города.
Воспитатель: Да, это любимые праздники наших горожан. А кто такие горожане?
Дети: Это люди, живущие в городе, жители города.
Воспитатель: А где еще вы отдыхаете со своими близкими.
Дети: А мы любим ходить вместе в лес. Там всегда тихо, красиво, птички поют.
Воспитатель: А теперь пришло время и нам отдохнуть.
Физминутка «Мой город»
Я по улице хожу,
Я про город расскажу,
Поликлиника, аптека,
Магазин, библиотека.
Много здесь жилых домов.
И деревьев, и кустов,
Землю роет экскаватор.
Строят здесь кинотеатр.
Школу, ресторан, музей
Город нужен для людей.
Воспитатель: Но есть и в нашем городе места, куда любят приходить не только жители города, но и гости из других городов. Как называют такие места?
Дети: Такие места называют достопримечательности города. Это красивые, памятные места.
Воспитатель: О каких достопримечательностях вы бы рассказали Лунтику?
Дети: В нашем городе есть памятник писателю и поэту А. С. Пушкину, Дом культуры, музей, стадионы, есть парк Победы, где горит Вечный огонь, мемориальная доска. Сюда приходят люди возлагать цветы, погибшим героям в войну. (Демонстрация фотоматериала, слайдов).
Воспитатель: Верно, мы всегда будем помнить их подвиг. Во время войны было разрушено много памятников, но люди все же восстанавливали и создавали новые!
Дидактическая игра «Собери картинку».
(Предложить детям разбиться на две команды, подойти к столам и дать каждой команде по разрезной картинке из шести частей, а также по аналогичной целой картинке и попросить их собрать целое. Команды приступают к выполнению задания одновременно по сигналу педагога: «Раз, два, три – собери!». У одной команды – храм, у другой – кинотеатр).
Воспитатель: Ребята, вы узнали это место?
Ответы детей.
Дети: Это тоже достопримечательность города – храм.
(Демонстрация слайда).
Воспитатель: А где он находится?
Дети: Он находится в центре нашего города и очень украшает его.
Воспитатель: Посмотрите, на что похож храм?
Дети: Мне кажется, он похож на сказочный дворец!
Воспитатель: Да, храм очень яркий, нарядный. Посмотрите на крышу. Она не такая, как в обычном доме, это купол. А еще у каждого храма есть обязательно колокольня. Перед службой звонят колокола и созывают народ в храм, а по воскресеньям по Кропоткину льется колокольный звон.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему наш город такой красивый?
Дети: Жители города любят его, заботятся о нем, много строят, сажают деревья и цветы.
Воспитатель: Как вы думаете, что было бы, если люди перестали бы ухаживать и заботиться о своем городе?
Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите на картинки. Какой город вам больше нравиться и почему?
Дети рассуждают.
Воспитатель: А чтобы вы рассказали Лунтику о том, как нужно заботиться о родном городе?
Дети: Нельзя ломать ветви деревьев, рвать цветы, топтать клумбы, ломать скамейки, песочницы, разрисовывать здания, дома, разбрасывать мусор кто где захочет.
Воспитатель: А если бы Лунтик спросил: «Друзья, за что вы любите свой город?» Что бы вы ответили?
Дети: Зато, что он красивый, большой, родной, потому что здесь мы родились и живем, здесь наши родители и друзья.
Воспитатель: Каким бы хотели видеть его? Что бы изменили?
Ответы детей.
Ребенок читает стихотворение «Мой край»:
Я хочу видеть мирное небо
Над Кубанью моей дорогой.
Это край винограда и хлеба
Со здоровой и вольной душой.
Я хочу, чтобы солнце светило
И Кубань расцветала под ним,
Чтобы море нам радость дарило,
Оставаясь всегда голубым.
Мы хотим, мы надеемся, верим
Будет мирный, наш край дорогой
Добротой своих душ мы согреем
Край кубанский, любимый, родной!
Воспитатель: Как вы думаете, теперь Лунтику понятно, что такое малая Родина?
Ответы детей.
(Включить видеозапись со словами Лунтика: «Спасибо, ребята, за прекрасный рассказ о вашем городе, теперь уж я знаю, что у каждого есть свой родной уголок, своя малая Родина! До свидания!»)
III. Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня говорили? Что узнали нового? Что вам больше всего понравилось? Вы сами довольны собой?
Ответы детей.
Воспитатель: И я надеюсь, что когда вы вырастите, то станете достойными гражданами своего города. Будете любить его, беречь и трудиться во благо нашего города. Спасибо вам, ребята, вы – молодцы!