Составила воспитатель Назарова Е.Е.
Прогулка в парк.
В выходной день как можно раньше утром выезжайте с ребенком в парк или лес, когда воздух особенно чист, когда листья еще не высохли от росы, когда особенно громко щебечут птицы. Покажите ребенку этот солнечный день в природе. Он пахнет распускающимися тополями, лимонным запахом кленов и медовым запахом ив. Покажите пчел, вьющихся над золотыми пуховками цветков.
Приучайте детей смотреть под ноги, на травянистый покров, на скромные цветы одуванчиков. Взгляните вместе с ними на душистую крапиву, на ее белоснежные цветки, отделанные «черным бархатом».
«Солнечный, погожий выдался денек.
На тропинке каждой пляшет огонек».
О. Высотская
«Уронило солнце лучик золотой,
Вырос одуванчик первый, молодой.
У него чудесный золотистый цвет.
Он большого солнца маленький портрет».
О.Высотская
Прогулка к реке.
В середине лета поезжайте на реку. Сядьте на скамеечку у самого берега и посмотрите, что делается на реке, какое оживление – плывут моторки, лодки. Посмотрите, чем заняты люди на реке. Кто, куда и зачем плывут, поговорите об этом с ребенком. Послушайте, какое разнообразие звуков на реке! Познакомьте ребенка с растительным и животным миром реки.
«В камышах гнездятся цапли,
Дремлет сонная река,
Солнце расплескало капли
На речные берега».
Прогулка на луг.
Раньше всех злаковых трав зацветает душистый колосок. Это из-за него так хорошо пахнет сено. Найдите его на лугу, на обочине дорог, среди трав, на опушке леса. Сорвите колосок и положите в карман. Вечером почувствуйте вблизи себя аромат – это колосок привял и стал пахнуть. Попав на некошеный луг, полюбуйтесь цветущими травами, но особое внимание уделите цветущим злакам.
Обычно дети считают, что трава не цветет, а раз не цветет – значит, незачем ее и беречь. Сорвите несколько разных злаков и рассмотрите. Оказывается, у каждого колоска своя окраска: розовая, лиловая, золотистая, а цветки в виде тонких пленочек, из которых свисают оранжевые тычинки. Расскажите детям, что злаковые травы – хороший корм для скота. И им станет понятно, почему нельзя бегать по некошеному лугу.
«Весной и летом там и тут
На радость всем цветы цветут;
В лесу лесные, в поле – полевые,
Душистые, красивые, живые.
Поэтому не рву цветы. А ты?!»
Прогулка в поле во время уборки урожая.
В конце лета пора с ребенком съездить в поле на уборку ржи и пшеницы, посмотреть, как работают зерноуборочные машины. Можно дать ребенку подержать спелый и тяжелый колос. Научите его отличать: из каких зерен пекут черный хлеб, а из каких – белый, т.е. ржаной и пшеничный. Расскажите ребенку о фермерах, об их благородном труде. Прочтите стихотворение Ю.Котова «Калачи».
«Вы откуда, калачи?
Как откуда – из печи!
И куда идете?
К тем, кто в поле на работе!
Пусть их вдоволь поедят.
А лентяи – поглядят».
Прогулка за грибами.
Август – самый грибной месяц. Необходимо научить ребенка правильно собирать грибы. Обратите внимание на разворошенную моховую подстилку под деревьями, на взрытую землю от вырванной с корнем травы. Расскажите, что нельзя разрушать грибницу, что грибы надо аккуратно срезать, тогда они вырастут и на следующий год. Научите ребенка отличать ядовитые грибы от съедобных.
Разъясните, почему нельзя сшибать ядовитые грибы (мухоморами лечатся олени, а червивые грибы нужны птичкам, они достают из них личинки насекомых).
Прочитайте:
«Средь хвойного бора, дремучего бора
Нельзя не заметить меня, мухомора.
Большой, как тарелка, пятнист я и красен,
Лечу я оленей, для них я прекрасен.
А вот для детишек я очень опасен!»