Вы здесь

Конспект НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на тему: «В гости к музыке»

Подготовил: Музыкальный руководитель Жарикова О.А.

Интеграция  Образовательных областей:

 «Познавательное развитие»

  • расширение представлений о музыкальных профессиях: скрипач, пианист, балалаечник, гармонист.
  • совершенствование умения ориентироваться в пространстве.

«Физическое развитие»

  • формирование правильной осанки, умения осознанного выполнения движений.

«Социально-коммуникативное развитие»

  • воспитание дружеских взаимоотношений между детьми.

 «Художественно- эстетическое развитие»

  • создание радостной атмосферы;
  • закрепление представления детей об основных жанрах музыки, способности различать песню, танец, марш;
  • закрепление знаний детей о музыкальных и шумовых инструментах, используя игровые приёмы;
  • реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

 «Речевое развитие»

  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной, диалогической формы речи (слушать и понимать заданный вопрос, правильно формулировать ответ);

Цель: Развитие коммуникативных навыков в процессе занятия музыкальной деятельностью.

Задачи:

Обучающие:

  • Учить внятно, отчётливо произносить слова и окончания, петь легко, свободно, без напряжения, чисто.
  • Учить играть на шумовых инструментах индивидуально и в оркестре. Учить передавать различные ритмические рисунки, вместе начинать и заканчивать игру на инструментах. Играть свои партии, соблюдая общий темп, динамику, настроение.
  • Учить передавать в движении характер музыки, менять танцевальные движения в соответствии с двухчастной формой произведения.

Развивающие : 

  • Развивать тембровый слух.
  • Развивать звуковысотный слух, упражнять в различении интервалов.
  • Продолжать развивать певческие навыки.
  • Развивать песенное творчество (умение пропевать своё имя).

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательность и взаимоуважение.

Реализация детских видов деятельности :

  • музыкально-художественная
  • двигательная
  • коммуникативная
  • познавательно-исследовательская
  • игровая

Планируемые результаты уровня интегративных качеств: владеют культурой слушания музыки, имеют представления о музыкальных жанрах, различают интервалы в пределах октавы, способны  создавать элементарные собственные фрагменты мелодий, эмоционально откликаются на происходящее, проявляют эмоции, соотносят их с общепринятыми способами выражения, поют легко, свободно, без напряжения, отчётливо произнося слова и окончания, правильно передавая мелодию, умеют выразительно и ритмично двигаться в соответствии с музыкой, играют на шумовых инструментах индивидуально и в оркестре.

Материал и оборудование: Аудиозаписи, шумовые инструменты, наглядные пособия к музыкально-дидактическим играм,  магнитная доска, барабанчики, ТСО.

Предварительная работа:

Разучивание песен, танца, знакомство с музыкальными и шумовыми инструментами, приёмами игры на шумовых инструментах, знакомство с музыкальными жанрами, изготовление пособий к музыкально-дидактическим играм, разучивание стихотворения, изготовление барабанчиков.

Содержание:

Организационный момент:

Дети входят в зал под музыку.

Музыкальный руководитель: Сегодня я пригласила вас в зал на необычное занятие. Мы с вами отправимся в волшебную страну под названьем Музыка. Только вначале давайте познакомимся. Смотрите, у меня в руках волшебные бубенчики. Кто их в руки возьмёт, тот своё имя пропоёт. ( Пропевает своё имя и отзванивает его ритм бубенчиками, затем передаёт бубенчики по кругу детям, которые повторяют задание). Ну, вот и познакомились! Ребята, прислушайтесь! Я уже слышу чудесную мелодию, она манит и зовёт нас за собой. (Звучит фонограмма «Сновидения» Р. Шумана, включается зеркальный шар).

Дети садятся на стульчики.

Основная часть:

Музыкальный руководитель:

Тихо, тихо сядем рядом –

Входит музыка в наш дом

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном.

И раздвинутся вдруг стены –

Вся земля видна вокруг:

Плещут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг.

Вдаль бегут степные тропки,

Тают в дымке голубой…

Это – музыка торопит  

И ведёт  нас за собой.

(Музыка стихает)

Музыка – чудесная страна,

Сколько дарит радости она!

Здесь такое можно увидать,

Что ни в сказке сказать,

Ни пером описать!

(Ставит на магнитную доску  домик)

Посмотрите, перед нами домик, в котором живут весёлые ребята. Они любят петь, танцевать и маршировать под музыку. Послушайте и угадайте, что сейчас делают  ребята?

Проводится музыкально-дидактическая игра «Что делают в домике?»

(Звучит марш, дети узнают, что делают в домике, для проверки разрешается повернуть домик, с обратной стороны которого соответствующий рисунок)

Музыкальный руководитель: А как вы догадались? Какая музыка звучала?

Дети: Чёткая, ритмичная, бодрая.

(Звучит песня, задание повторяется)

(Звучит «Полька» П.И.Чайковского, задание повторяется)

Музыкальный руководитель: Ребята, как называется этот танец?

Дети: Полька.

Почему вы так решили?

Дети: Музыка весёлая, под неё хочется скакать.

Музыкальный руководитель: Правильно, музыка отрывистая, лёгкая, скачущая.

А какой композитор написал эту музыку?

Дети: Пётр Ильич Чайковский.

Музыкальный руководитель:  Прозвучала «Полька» из «Детского альбома» П.И.Чайковского.

Мы с вами тоже разучиваем польку, давайте станцуем. Мальчики, приглашайте девочек.

(Уточняется последовательность движений второй части танца)

Дети танцуют «Польку» Муз. Спадавеккиа.

Музыкальный руководитель: Наше путешествие продолжается и мы с вами попали на улицу музыкальных загадок. Узнайте, из какой песенки эти звуки (выставляет на доске  карточки к песенкам «Качели», «Эхо», «Часы», «Труба», «Колыбельная», «Гармошка» Е. Тиличеевой.

Проводится музыкально-дидактическая игра «Узнай песенку по двум звукам»

Музыкальный руководитель: А вот ещё одна музыкальная загадка. (Звучит вступление  к песне «Бравые солдаты» А.Филиппенко)

Отрывок из какой песни я вам сейчас сыграла?

Дети: Из песни «Бравые солдаты».

Музыкальный руководитель: Давайте проговорим слова песни шёпотом внятно и чётко.

А теперь споём песню бодро, маршево, выполняя на припев шаг на месте с левой ноги.

(Исполняется песня с музыкальным сопровождением)

Музыкальный руководитель: На прошлом занятии мы начали разучивать песню «Встречайте праздник песнями», давайте исполним первый куплет и припев. А сейчас споём песню на слог «ля» очень легко и отрывисто, как капельки подают. Ребята, послушайте, как произносятся окончания в словах и повторите за мной. (Дети выполняют задание)

А теперь исполним песню с музыкальным сопровождением дружно и весело.

(Исполняется песня с музыкальным сопровождением)

Музыкальный руководитель: Весёлая песенка привела нас к домику, в котором живут весёлые музыканты, они играют на разных музыкальных инструментах. Отгадайте, на каких?

(Загадывает загадки и выставляет карточки с музыкальными инструментами)

Движенья плавные смычка

Приводят в трепет струны,

Мотив звучит издалека,

Поёт про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив,

В них радость и улыбка,

Звучит мечтательный мотив

Я называюсь…     (скрипка)

Три струны, а звук какой!

С переливами, живой.

Узнаю его в момент –

Самый русский инструмент.  (балалайка)

Только кнопочки затронешь,

Нежно разведёшь меха –

Сразу в музыка утонешь,

Унесёт тебя река.

Та река из нот чудесных,

Ей всегда и всюду тесно,

Льётся речка и журчит.

Что за инструмент звучит?  (гармошка)

Очень музыку любили

Две сестры, Наташа с Ниной,

И поэтому купили

Им большое…  (пианино)

Музыканты готовятся к концерту и усердно занимаются. Послушайте и скажите, какой инструмент звучит? (Звучит скрипка в аудиозаписи)

Дети: Скрипка.

Музыкальный руководитель:  Как называется музыкант, играющий на скрипке?

Дети: Скрипач.

Музыкальный руководитель: Правильно, скрипач. А это какой инструмент звучит? (Звучит балалайка в аудиозаписи)

Дети: Балалайка.

Музыкальный руководитель: Музыкант, который играет на балалайке ,называется балалаечник. (Звучит пианино в аудиозаписи)  Голос какого инструмента мы услышали?

Дети: Пианино, фортепиано.

Музыкальный руководитель: Музыкант, играющий на пианино, называется пианист. А это какой инструмент звучит?

(Звучит гармошка в аудиозаписи)

Дети: Гармошка.

Музыкальный руководитель: Музыкант, который играет на гармони, называется гармонист. Все эти инструменты издают звуки, которые можно спеть, поэтому как они называются?

Дети: Музыкальные инструменты.

Музыкальный руководитель: А есть ещё шумовые инструменты. Почему их так назвали?

Дети: Потому, что они издают разные шумы.

Музыкальный руководитель: Какие шумовые инструменты вы знаете? Дети: (называют инструменты, муз. рук. показывает их) Ложки, трещотка, колотушка, рубель, стиральная доска, бубенцы, ухват.  

Музыкальный руководитель: Ребята, давайте поиграем в игру «Угадай, на чём играю?» Каждый из вас загадает по две загадки.

Проводится музыкально-дидактическая игра «Угадай, на чём играю».

Музыкальный руководитель: Сегодня мы слушали звучание инструментов по отдельности. А если инструменты будут играть вместе, что получится?

Дети: Оркестр.

Музыкальный руководитель: Послушайте стихотворение.

Ребёнок:

Эх, оркестр народный,

Раздольно - хороводный!

Если грянет плясовую –

Я на месте затанцую!

Если песню русскую –

Грусть в душе почувствую!

А «Страданья» заиграет –

Прямо сердце замирает!

То он плачет, то хохочет –

С нами делает, что хочет!

 Ребята, хотите сыграть в оркестре? Разбирайте инструменты, мы сыграем р.н.п. «Подгорка»

Играет шумовой оркестр.

Итог:

Музыкальный руководитель: Вот и закончилось наше путешествие в музыкальную страну. Я надеюсь, оно вам понравилось, и мы обязательно продолжим его на следующих занятиях. А на память о сегодняшнем занятии я хочу подарить вам весёлые барабанчики с сюрпризом. Вы сами сможете сделать такие же с родителями или с воспитателями и подарить своим друзьям.

Анализ:

  1. Цели и задачи. 
  2. Содержание соответствовало теме. 
  3. Методы: Беседа, индивидуальный опрос, музыкально-дидактическая игра, творческое задание, упражнение, показ, словесные указания, повторение, замечание,  поощрение. 
  4. Приёмы: Использование наглядного материала, проговаривание текста шёпотом, пение на слоги, художественное слово, индивидуальные задания,  взаимные задания, использование аудиозаписей. 
  5. Подготовительная работа: Разучивание песен, танца, знакомство с музыкальными и шумовыми инструментами, приёмами игры на шумовых инструментах, знакомство с музыкальными жанрами, изготовление пособий к музыкально-дидактическим играм, разучивание стихотворения, изготовление барабанчиков.
  6. Каждый этап был связан с целью занятия.
  7. Индивидуальные задания.
  8. Эстетическое оформление занятия (пособия, атрибуты)
  9. Достигнута цель.
  10. Форма проведения: Групповое занятие.
  11. Стимулирование: Поощрение.