Составила воспитатель Попелюх И. П.
Цель: формирование первичных представлений об особенностях природы.
Программное содержание
Образовательные задачи: уточнить и расширить знания детей о съедобных и несъедобных грибах; закреплять знания детей о внешних признаках грибов.
Развивающие: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о грибах; развивать мышление, память и речь.
Воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением грибов, чтение стихов и загадок о грибах, чтение сказки В. И. Даля «Война грибов с ягодами».
Словарная работа: грибница, боровик, сморчок, моховик, опёнок, волнушка, дубовик, бор, губка, губчатый.
Материалы и оборудование: письмо от Лесовичка, карточки с загадками, карточки с изображением грибов, муляжи грибов, фланелеграф, модель грибницы, мультимедийная видеосистема, ноутбук.
Ход деятельности
- Ребята, отгадайте загадку:
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы –
Нет под шляпкой головы. (Гриб)
-Правильно и мы с вами поговорим о грибах. Их на свете очень много: 100 тысяч видов. А какие грибы вы уже знаете?
Дети: Белый гриб, мухомор, лисички, подберёзовик…
-Сегодня почтальон принёс к нам в группу необычное письмо, на котором написано:
Кому: Детский сад.
Самым любознательным.
От кого: Дедушки Лесовичка
Послушайте, что пишет нам дедушка Лесовичок:
«Здравствуйте дорогие ребята! Наступила осень. Погода стоит ещё тёплая, но лес уже готовится к зиме. Деревья роняют листья. А под листьями то здесь, то там выглядывают лесные модники – грибы. Многие думают, что гриб растет сам по себе. Это не так. Под землей есть грибница, а от нее тянутся длинные тонкие нити к грибу, и к этому, и вот к этому….» (Показ слайда)
-Так почему же грибы не растут поодиночке?
Дети: Без грибницы гриб погибнет, он питается от неё.
Дети составляют на фланелеграфе модель как растут грибы: грибница, тонкие нити, изображения грибов.
-Оказывается, тонкие, белые, похожие на паутинку нити грибницы тянутся к корням деревьев, срастаются с ними и посылают дереву воду с растворенными в ней минеральными солями.
-Далее дедушка пишет, что:
«Белый гриб, его еще называют боровиком, растет на вырубках, в хвойных лесах, около дорог. В глуши его не встретишь. Шляпка у него мясистая, упругая, светло-серая, желтоватая или бурая. Низ шляпки, как губка – губчатый, у молодого гриба – белого цвета, у зрелого – желтоватого с чуть зеленоватым оттенком. А если гриб разломить, внутри он белый. Свежий гриб ничем не пахнет, а у засушенного очень вкусный аромат» (Показ слайда)
-Какие съедобные грибы вы ещё знаете?
Дети: Лисички, подосиновик, подберёзовик, опята, маслёнок…
-Но растут в наших лесах и несъедобные, ядовитые грибы. Одни из них - бледная поганка и мухомор. Вот что о них пишет Лесовичок:
«Самый опасный из ядовитых грибов – бледная поганка. Съешь ее и умрешь. Шляпка у нее в центре как шар, а по краям плоская, шелковистая, бледно-зеленого или серо-зеленого цвета. Ножка белая, длинная, тонкая, с кольцом наверху и юбочкой у основания. Обычно бледная поганка растёт в лиственных лесах. Ну, а мухомор вы ни с чем не спутаете: шляпка у него ярко-красная с белыми крапинками, на ножке кольцо, как будто мини-юбочка. (Показ слайда)
А знаете что? Мухомор – гриб не такой простой. Людям его есть нельзя, а вот многим лесным жителям без него не обойтись. Мухоморами не брезгуют, например, сороки и белки. А лоси проглатывают его целиком, иногда по нескольку штук за один раз. Зачем? Мухоморы для лосей – лекарство, которое помогает им избавиться от глистов. Вот так-то!»
-Почему мухомор назвали мухомором?
Дети: Настойка из гриба гибельна для мух.
-Что вы сделаете, увидев в лесу мухомор?
Дети: Полюбуемся лесной модницей и пройдём мимо.
Физкультминутка
Утром дети в лес пошли.
И в лесу грибы нашли.
Наклонились, собирали,-
По дороге растеряли!
(Шаги с высоким подниманием ног. Равномерные приседания. Наклоны вперёд. Ритмичное разведение рук в стороны).
- Век у гриба не долог, несколько дней и все, а вот грибница – живые подземные нити, чьи узелки превращаются в грибы, - живут до ста лет.
- Почему говорят, что маленький и старый гриб грех срывать?
Дети: Маленький должен вырасти, а старый все равно в пищу не годится – пусть им лесные жители побалуются.
-Лесовичок спрашивает, знаете ли вы правила сбора грибов:
Дети:
Собирать можно только те грибы, которые ты знаешь.
Чтобы не повредить грибницу, грибы надо аккуратно срезать ножом.
Ядовитые грибы лучше обходить стороной: людям они опасны, а животным могут пригодиться.
Деревья и грибы между собой дружат.
-А ещё дедушка Лесовичок прислал нам загадки:
Лета первая примета:
Под березой в холодке,
Гриб коричневого цвета,
На пятнистом корешке. (Подберезовик) (Показ слайда)
Он в осиннике родится
Как в траве не притаится,
Все равно его найдем
Шапка красная на нем. (Подосиновик) (Показ слайда)
Нет грибов дружней, чем эти
Знают взрослые и дети,
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята) (Показ слайда)
Он выглянул несмело
Из кочки моховой,
Цепочку клюквы спелой
Подняв над головой.. (Моховик) (Показ слайда)
-Ребята, Лесовичок нас спрашивает, за что грибам дали такие названия:
-«подберёзовик»? (Показ слайда)
Дети: Гриб под берёзой растёт.
-«подосиновик»? (Показ слайда)
Дети: Гриб под осинами растёт
-«лисички»? (Показ слайда)
Дети: Растут лисички семейкой. Издали семейка рыжая может лисенком показаться.
-«моховик»? (Показ слайда)
Дети: Мох предпочитает, его ножка во мху утопает.
-«опенок»? (Показ слайда)
Дети: Вокруг пня селится. Тоже семейкой растет.
-«рыжик»? (Показ слайда)
Дети: Рыженький, яркий гриб.
-«волнушка»? (Показ слайда)
Дети: Шляпка у гриба розовая, и по ней волны белые расходятся. Из-за рисунков этих, волн, волнушкой и назвали.
- «сморчок»? (Показ слайда)
Дети: Гриб морщенный весь, шляпка смятая.
- «масленок»? (Показ слайда)
Дети: Шляпа, словно маслом намазана, блестит.
-И заканчивает Лесовичок своё письмо такими словами:
«Для настоящего грибника поход за грибами – радостная встреча с лесом, приобщение к его красоте, к его тайнам. Каждый гриб он осторожно срежетда еще полюбуется им, а потом только положит в корзину. Незнакомые и несъедобные грибы не тронет. Сухую листву и мох не перевернет, не разбросает. Настоящему грибнику лес радуется как другу и грибов для него не пожалеет. Отправляясь за грибами, не будем забывать об этом».
- Ребята, я уверена, что вы никогда не забудете советы Лесовичка! И чтобы узнать насколько вы были внимательны, мы поиграем в игру «Съедобные – несъедобные».