Вы здесь

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группе на тему: «Лесные модники – грибы»

Составила воспитатель Попелюх И. П.

Цель: формирование первичных представлений об особенностях природы.

Программное содержание

Образовательные задачи: уточнить и расширить знания детей о съедобных и несъедобных грибах; закреплять знания детей о внешних признаках грибов.

Развивающие: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о грибах; развивать мышление, память и речь. 

Воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением грибов, чтение стихов и загадок о грибах, чтение сказки В. И. Даля «Война грибов с ягодами».

Словарная работа: грибница, боровик, сморчок, моховик, опёнок, волнушка, дубовик, бор, губка, губчатый.

Материалы и оборудование: письмо от Лесовичка, карточки с загадками, карточки с изображением грибов, муляжи грибов, фланелеграф, модель грибницы, мультимедийная видеосистема, ноутбук.

Ход деятельности

- Ребята, отгадайте загадку:

Кто сидит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы –

Нет под шляпкой головы.    (Гриб)

-Правильно и мы с вами поговорим о грибах. Их на свете очень много: 100 тысяч видов. А какие грибы вы уже знаете?

Дети: Белый гриб, мухомор, лисички, подберёзовик…

-Сегодня почтальон принёс к нам в группу необычное письмо, на котором написано:

Кому: Детский сад.

          Самым любознательным.

От кого: Дедушки Лесовичка

Послушайте, что пишет нам дедушка Лесовичок:

 «Здравствуйте дорогие ребята! Наступила осень. Погода стоит ещё тёплая, но лес уже готовится к зиме. Деревья роняют листья. А под листьями то здесь, то там выглядывают лесные модники – грибы. Многие думают, что гриб растет сам по себе. Это не так. Под землей есть грибница, а от нее тянутся длинные тонкие нити к грибу, и  к  этому, и    вот  к  этому….» (Показ слайда)

-Так почему же грибы не растут поодиночке?

Дети: Без грибницы гриб погибнет, он питается от неё.

Дети составляют   на фланелеграфе модель как растут грибы: грибница, тонкие нити, изображения грибов.

-Оказывается, тонкие, белые, похожие на паутинку нити грибницы тянутся к  корням  деревьев, срастаются  с  ними  и  посылают  дереву  воду  с  растворенными  в  ней  минеральными  солями.

-Далее дедушка пишет, что:

 «Белый гриб, его еще называют боровиком, растет на вырубках, в хвойных лесах, около  дорог. В глуши его не встретишь. Шляпка у него мясистая, упругая, светло-серая, желтоватая или  бурая. Низ шляпки, как губка – губчатый, у  молодого гриба – белого  цвета, у зрелого – желтоватого  с  чуть  зеленоватым  оттенком. А если гриб разломить, внутри он белый. Свежий гриб  ничем  не  пахнет, а у засушенного очень вкусный аромат» (Показ слайда)

-Какие съедобные грибы вы ещё знаете?

Дети: Лисички, подосиновик, подберёзовик, опята, маслёнок…

-Но  растут  в  наших  лесах  и  несъедобные, ядовитые грибы. Одни из них - бледная  поганка  и  мухомор.  Вот что о них пишет   Лесовичок:

«Самый  опасный из  ядовитых  грибов – бледная  поганка. Съешь  ее  и  умрешь. Шляпка у  нее  в  центре  как  шар, а  по  краям  плоская, шелковистая, бледно-зеленого  или  серо-зеленого  цвета. Ножка  белая, длинная, тонкая, с  кольцом  наверху  и  юбочкой  у  основания.  Обычно  бледная поганка растёт  в  лиственных  лесах. Ну, а мухомор  вы ни  с  чем  не  спутаете: шляпка  у  него ярко-красная  с  белыми  крапинками, на  ножке  кольцо, как  будто  мини-юбочка. (Показ слайда)

 А  знаете  что? Мухомор – гриб  не  такой  простой. Людям  его  есть  нельзя, а  вот  многим  лесным  жителям  без  него не  обойтись. Мухоморами не  брезгуют, например, сороки  и  белки. А  лоси  проглатывают  его  целиком, иногда  по  нескольку  штук  за  один  раз. Зачем? Мухоморы  для  лосей – лекарство, которое  помогает  им  избавиться  от  глистов. Вот  так-то!»

-Почему мухомор назвали мухомором?

Дети: Настойка из гриба гибельна для мух.

-Что вы сделаете, увидев в лесу мухомор?

Дети: Полюбуемся лесной модницей и пройдём  мимо.

Физкультминутка

Утром дети в лес пошли.

И в лесу грибы нашли.

Наклонились, собирали,-

По дороге растеряли!

(Шаги с высоким подниманием ног. Равномерные приседания. Наклоны вперёд. Ритмичное разведение рук в стороны).

- Век у гриба не долог, несколько дней и все, а вот грибница – живые подземные нити, чьи  узелки превращаются в грибы, - живут до ста лет.

 - Почему говорят, что маленький и старый гриб грех срывать?

Дети: Маленький должен вырасти, а старый все равно в пищу не годится – пусть им лесные жители побалуются.

-Лесовичок спрашивает, знаете ли вы правила сбора грибов:

Дети:

Собирать можно только те грибы, которые ты знаешь.

 Чтобы не повредить грибницу, грибы надо аккуратно срезать ножом.

 Ядовитые грибы лучше обходить стороной: людям они опасны, а животным могут пригодиться.

 Деревья и грибы между собой дружат.

-А ещё дедушка Лесовичок прислал нам загадки:

Лета первая примета:

Под березой в холодке,

Гриб коричневого цвета,

На пятнистом корешке. (Подберезовик)  (Показ слайда)

Он в осиннике родится

Как в траве не притаится,

Все равно его найдем

Шапка красная на нем. (Подосиновик) (Показ слайда)

Нет грибов дружней, чем эти

Знают взрослые и дети,

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу. (Опята) (Показ слайда)

Он выглянул несмело

Из кочки моховой,

Цепочку клюквы спелой

Подняв над головой.. (Моховик) (Показ слайда)

-Ребята, Лесовичок нас спрашивает, за что грибам дали такие названия:

-«подберёзовик»? (Показ слайда)

Дети: Гриб под берёзой растёт.

-«подосиновик»? (Показ слайда)

Дети: Гриб под осинами растёт

-«лисички»? (Показ слайда)

 Дети: Растут лисички семейкой. Издали семейка рыжая может лисенком показаться.

-«моховик»? (Показ слайда)

Дети: Мох предпочитает, его ножка во мху утопает.

-«опенок»? (Показ слайда)

 Дети: Вокруг пня селится. Тоже семейкой растет.

-«рыжик»? (Показ слайда)

Дети: Рыженький, яркий гриб.

-«волнушка»? (Показ слайда)

Дети: Шляпка у гриба розовая, и по ней волны белые расходятся. Из-за рисунков этих, волн, волнушкой и назвали.

- «сморчок»? (Показ слайда)

 Дети: Гриб морщенный весь, шляпка смятая.

- «масленок»? (Показ слайда)

 Дети: Шляпа, словно маслом намазана, блестит.

-И заканчивает Лесовичок своё письмо такими словами:

 «Для настоящего грибника поход за грибами – радостная встреча с лесом, приобщение к его красоте, к его тайнам. Каждый гриб он осторожно срежетда еще полюбуется им, а потом только положит в корзину. Незнакомые и несъедобные грибы не тронет. Сухую листву и мох не перевернет, не разбросает. Настоящему грибнику лес радуется как другу и грибов для него не пожалеет. Отправляясь за грибами, не будем забывать об этом».

- Ребята, я уверена, что вы никогда не забудете советы Лесовичка! И чтобы узнать насколько вы были внимательны, мы поиграем в игру «Съедобные – несъедобные».