Вы здесь

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы по теме: «Знакомство с видами изобразительного искусства»

Разработал: Педагог дополнительного образования Березовая М.Л.

Программные задачи:

Образовательные.

  • Развивать у детей интерес к искусству. Закрепить знания об искусстве как виде творческой деятельности людей, о видах искусства (декоративно-прикладное искусство, литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, театр, кино, цирк, скульптура).
  • Расширять знания детей об изобразительном искусстве, продолжать знакомить детей с произведениями и жанрами живописи: И.Шишкин ( «Рожь»), И.Левитан («Золотая осень», «Весна. Большая вода»), А Саврасов («Грачи прилетели»), В.Васнецов («Аленушка», «Богатыри»), И.Репин («Автопортрет»), И. Хруцкий  («Натюрморт»).
  • Расширять представление о скульптуре малых форм, выделяя образные средства выразительности (форма, пропорции, цвет, поза и др.).
  • Расширять представления детей о книжной графике и  художниках-иллюстраторах детской книги (И.Билибин, Ю.Васнецов, В.Лебедев, Е.Чарушин и др.).
  • Продолжать знакомить с народным декоративно- прикладным искусством (хохлома, гжель, жостовская, мезенская роспись), с керамическими изделиями, народными игрушками.
  • Продолжать знакомить детей с архитектурой, закреплять и обогащать представления и знания детей о том, что существуют здания различного назначения (жилые дома, магазины, кинотеатры, школы и др.).

Развивающие.

  • Расширять кругозор, развивать наблюдательность, воображение и умение проводить анализ различных художественных изображений.
  • Развивать речь детей, умение аргументировано и развернуто оценивать произведение искусства, осмысленно отвечать на поставленные вопросы.  Активизация словаря: пейзаж, натюрморт, портрет, художник-живописец, скульптор, монументальная скульптура, скульптура малой формы, памятники, монументы и др.
  • Формировать положительное отношение к искусству. Развивать художественное восприятие.

Воспитательные.

  • Воспитывать интерес к искусству того региона, в котором живут дети. Развивать чувство любви и бережного отношения к произведениям искусства.

Ход занятия.

Педагог дополнительного образования (пдо): Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в необычное путешествие в Страну искусства. А кто знает, что такое искусство?

Дети: Это музыка, картины, кино, танцы.

Пдо:Правильно, но это еще и архитектура, скульптура и декоративно - прикладное народное творчество. В нашей Стране искусства есть удивительный музей ,в котором мы сейчас побываем  (показ слайдов с репродукциями картин).

Пдо: Скажите, ребята, к какому виду искусства относятся картины?

Дети: Живопись.

Пдо: Кто пишет картины?

Дети: Художники.

Пдо: Как называются картины на которых художник изображает дома, море, природу?

Дети: Пейзаж.

Пдо: А что художник хотел показать в своей картине?

Дети: Красоту родной природы.

Пдо: Какие знакомые пейзажи вы увидели на слайдах?

Дети: И.Шишкин «Утро в сосновом бору», И.Левитан «Золотая осень».

Пдо: Хорошо. А когда на картине изображен один или несколько человек, как будет называться эта картина?

Дети: Портрет.

(Просмотр слайдов с портретами ) .

Пдо:  Какие картины портретной живописи вам уже знакомы?

Дети: «Девочка с персиками» и  «Ника Морозов» портреты, которые написал Валентин Серов.

Пдо: Посмотрите на этот портрет, здесь изображен А.С.Пушкин. Художник О.Кипренский писал поэта с натуры и Пушкину очень нравился этот портрет. «Себя как в зеркале я вижу…», писал он в стихах, обращенных к художнику.

(Просмотр слайдов с изображением натюрмортов).

Пдо: К какому жанру живописи относятся картины, которые мы рассмотрели? О чем они рассказывают?

Дети: Это натюрморт. Картина , на которой изображены предметы повседневной жизни: посуда, фрукты, овощи, цветы. Натюрморт рассказывает нам о жизни предметов и отношении людей к этим предметам.

Пдо: Назовите знакомые вам  картины.

Дети: И. Хруцкий «Цветы и плоды» ,«П. Кончаловский «Сирень в корзине», И.Машков «Снедь московская. Хлебы».

Пдо: Мы с вами, ребята, побывали в зале живописи ,а сейчас перейдем в следующий зал и рассмотрим иллюстрации, на которых изображены памятники. К какому виду искусства относятся памятники, где вы их видели?

Дети: Памятники относятся к монументальной скульптуре, их устанавливают в парках, скверах, и на площадях, чтобы было красиво.

Пдо: Назовите памятники, которые посвящены великим людям .

Дети: А.С.Пушкин, Петр Первый, «Рабочий и колхозница» В.Мухиной.

Пдо: А какие мемориальные комплексы есть в нашем городе?

Дети: Памятник А.С.Пушкину на ул. Красной, памятник «Лейтенантские погоны», Мемориальный комплекс в парке 30-летия Победы, Памятник неизвестному солдату в городском парке.

Пдо: Хорошо, вы запомнили , что монументальная скульптура большая по своим размерам, даже на иллюстрациях видно, что памятники выше роста человека, но есть и другая скульптура. Посмотрите на эту замечательную выставку. Что это? ( На отдельном столе стоят изделия декоративно-прикладного искусства: дымковская и каргопольская  игрушка, гжельская и хохломская посуда, скульптура малых форм из стекла. Дерева и глины).

Дети: Это скульптура малой формы, ее делают из дерева ,глины, стекла, металла . Эти изделия можно подарить, украсить ими комнату или просто любоваться.

Пдо: Молодцы, ребята. Перейдем в следующий зал нашего музея и посмотрим слайды. Что вы видите на этих фотографиях? Как называется этот вид искусства?

Дети: Мы видим здания, театры, соборы – это все архитектура.

Пдо: Правильно , а какие памятники архитектуры есть в нашем городе?

Дети: Железнодорожный вокзал, здания Администрации и городского музея, Храм Покрова Богородицы.

Пдо: Дети, мы уже знаем, кто пишет живописные картины , художник- живописец. А кто создает рисунки в книжках и как называются эти рисунки?

Дети: Рисунки называются иллюстрациями, а художники – иллюстраторами. Рисунки в книжках нужны, чтобы понять ,о чем написано в книжках.

Пдо: Правильно, молодцы! Иллюстрации наглядно рассказывают о героях : какие они, как поступают, нравятся ли они художнику. Давайте посмотрим книжки с иллюстрациями разных художников.  (Показать книги : «Маугли» с иллюстрациями В.Ватагина, « Где чей дом» рис. М.Меженинова, « Сказки – малютки»  худ. С.Пынина и другие книги с иллюстрациями Ю. Васнецова, В.Лебедева, Т.Мавриной).Посмотрите внимательно и скажите мне, можно ли по рисункам догадаться, о чем книжка?

Дети: Да, эта книжка о животных , а это про людей, это сказки.

К какому искусству относится иллюстрация?

Дети: Это графика. Художники любят рисовать карандашами, пастелью, тушью, фломастерами.

Воспитатель: Сегодня , ребята, я хотела бы вам рассказать о творчестве очень интересной художницы Татьяны Алексеевны Мавриной. Она родилась в старинном русском городе Нижнем Новгороде, в котором часто проводились ярмарки. Народные мастера со всей России привозили туда на продажу свои изделия. Маленькая Таня любила ходить на ярмарки со своими роди­телями, они часто задерживались перед прилавками с этими красивыми вещами, любовались ими и обязательно домой при­носили. Она любила путешествовать по старым рус­ским городам и везде рисовала древние терема, башни, церкви и колокольни, деревянные дома, украшенные резьбой.

Татьяну Алексеевну Маврину называют сказочницей за осо­бый талант рисовать русские народные сказки . Ко многим сказкам сделала она рисунки. Смотришь на них и дивишься: будто художница побывала сама в тридесятых цар­ствах-государствах, видела летающих по небу коней, золотых петушков и сказочных зверей. Этому искусству училась худож­ница у старых народных мастеров, которые умели изображать все волшебное: рисовали, вырезали, лепили фантастические цве­ты и птиц, заморских чудовищ, украшали ими дома. Татьяна Алексеевна всю жизнь посвятила созданию рисунков к сказкам, поэтому и говорила о себе: «Ложусь спать на горах, кладу шесть сказок в головах: одна разговаривает, другая спрашивает, третья звенит, четвертая шумит, пятая смеется, шестая плачет».

Много сказок нарисовала художница, а мы с вами посмотрим «Сказку о золотом петушке», которую написал Александр Сер­геевич Пушкин. Взгляните на обложку. Кто тут главный герой? Да, петушок, но какой он необычный — весь золотой, нарядный. Как нарисовала его художница? Крупными, толстыми линиями, желтой и черной краской, желтые линии на черном смотрятся очень нарядно и декоративно. На фоне какого цвета нарисован петушок? На красном. Петушок на шпиле возвышается над городом. А вокруг что нарисовала художница? (Последняя сто­рона обложки.) Крепости врагов, из них войска выглядывают. То-то петушок крыльями хлопает, кричит, предупреждает жи­телей тридесятого государства.

Ребята, мы с вами увидели очень интересную технику создания рисунка: сначала рисуется цветной силуэт предмета, а затем обозначается темной толстой линией. Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в страну искусства. Вам понравилось?

Ответы детей.